Заметки о презентации Samsung Galaxy Fold, Galaxy S10 и S10+. Черная полоса в истории корейского гиганта

21 February 2019

Десять лет назад Samsung была производителем телефонов-середнячков. Стоили они недорого, работали прилично, и потому пользовались неплохим спросом.

Вышедший в 2010 году смартфон Samsung Galaxy S взорвал сложившееся положение вещей. Аппарат с Super AMOLED экраном и – страшно сказать – ГИГАГЕРЦОВЫМ процессором произвел сильнейшее впечатление. Во-первых, такого от Samsung просто не ждали. Во-вторых, несмотря на мелкие детские болезни, смартфон получился действительно очень достойным.

В последующие годы корейцы упорно развивали успех. Мне кажется, он стоял на двух слонах.

Первый слон – это Apple. Не секрет, что Samsung делала добрые две трети компонентов для iPhone, и могла, скажем так, чувствовать – куда дует ветер. А в Купертино он тогда дул очень сильно, шляпу срывало на раз. Разумеется, в технические детали корейцев не посвящали, но когда ты просто все время стоишь рядом с умными ребятами и знаешь, о чем они думают, вдохновение возникает как-то само. И в Samsung вдохновлялись по полной программе, даже до судов дошло.

Второй слон – собственные комплектующие. Многие из них у Samsung действительно прекрасны. Экраны и память – вне конкуренции. Процессоры – на высоком уровне. Модули камеры… Ну, не такие задорные, однако для середнячков вполне. А уже упоминавшееся тесное общение с Apple очень сильно подтянуло культуру производства и внутренние процессы Samsung Mobile.

Имея источник вдохновения и качественные компоненты, Samsung уверенно пошла по пути наращивания характеристик. «Самые-самые» смартфоны на Android были именно у нее. Наверное, только Sony иногда удавалось вырваться вперед по количеству мегапикселей в камерах и влагостойкости флагманов. Но все же, начиная с Galaxy SIII, Samsung довольно надолго закрепилась в качестве главного трендсеттера мира Android.

Очень крутым прорывом стал Samsung Galaxy S6 и особенно Galaxy S6 Edge. Это уже были не вариации на тему iPhone, а вполне самостоятельные устройства, которые вдобавок потрясающе выглядели. Да, закругленные грани экрана оказались глубоко бесполезными (потом по тем же граблям прогулялись Sony и Huawei), но красиво же! Как же красиво! А Samsung Galaxy S7 Edge и вовсе стал эталонным гуглофоном своего времени. Красота, скорость, качество – все было при нем. После этого шедевра казалось, что могучую поступь Samsung уже просто не остановить. Но тут случился Galaxy Note 7.

Честно говоря, я до сих пор не очень понимаю – а был ли мальчик? В смысле, взрывалась ли батарея? Имел ли место «стопроцентный брак» (с), или речь шла о цепочке неудачных совпадений?

В любом случае, даже если батарея не взрывалась, в самой Samsung Mobile рвануло весьма конкретно. С того самого времени компания стала напоминать курицу с отрубленной головой. Был такой петух Майк, которому оттяпали череп, но он после этого прожил еще 18 месяцев, и, кажется, особенно не заметил потерю.

Не знаю, что там происходило в штаб-квартире, но совсем скоро стало понятно – корпорация утратила кураж и то, что называется leadership. Продукты стали выходить не прорывные, а просто «чтобы не жахнуло, как тогда». Galaxy S8? Почти тот же Galaxy S7. Galaxy S9? Тот же S8. Какое-то подобие прежней Samsung можно было нащупать в линейке Note, но для этого надо было очень и очень стараться.

А тут еще корейцы оказались между молотом и наковальней.

Наковальней стала все та же Apple, будь она неладна. Совершенно очевидно, что бурный рост именно технических характеристик замедлился, а ключевые фишки последних полутора лет, вроде камеры TrueDepth, скопировать не получается по причине банального отсутствия комплектующих. Сама Samsung модули VCSEL не делает, купить в данный момент просто не у кого. В результате компания включила идентификацию платежей в Samsung Pay по сканеру радужки глаза, очень дурно зарекомендовавшим себя с точки зрения надежности и безопасности. Но, с другой стороны, полное отсутствие такой опции означало бы полную потерю лица (простите за каламбур).

А молотом стала компания Huawei… Она сначала начала делать просто приличные аппараты за смешную цену, потом отличные аппараты по хорошей цене. И в 2018 году дозрела до бескомпромиссных флагманов с внушительными возможностями и таким конским ценником, что нервно икнули даже в Apple. Но в Huawei уже могли себе позволить продавать свои аппараты по цене флагманов Samsung. Оговорюсь, что победная поступь любого, абсолютно любого производителя смартфонов в современном мире – лишь временное явление, и известные трудности с США, Великобританией и другими просто ужасно рыночными странами может сильно подорвать успех китайского гиганта. Но на данный момент пальма первенства в области изготовления смартфонов на Android именно у Huawei. А вместе с пальмой и единственный действительно маржинальный сегмент данного рынка.

В среднем и нижнем ценовом сегменте Samsung’у не надавали пенделей только уж совсем ленивые. Honor, Xiaomi, OnePlus, бренды BBK… я никого не забыл? Долю рынка Samsung, как плотвичку в аквариуме с пираньями, жрали с двух сторон. В штуках Samsung еще удается что-то вытанцовывать, но в деньгах уже, к сожалению, не очень.

И вот – презентация новых Galaxy. Начали ее с показа новейшей раскладушки Galaxy Fold. Типа, в сложенном виде смартфон, а в разложенном планшет. Красиво? Красиво. Прикольно? Очень. Но нафига? Есть ли запрос на такое устройство? Какую боль оно устраняет? Где оно реально может пригодиться?

Не решая реальных задач, Galaxy Fold содержит просто дикое количество уязвимостей, особенно для устройства, которое планируется продавать за 2000 долларов и дороже.

Во-первых, невозможно создать надежную конструкцию такого размера с механизмом раскладывания и гибким экраном. Механизм, испытывающий серьезные нагрузки, начнет квакаться после тысячного цикла. Особенно с учетом всяких песчинок и пылинок в кармане владельца. Во-вторых, экран просто неизбежно начнет дурить на месте сгиба. Собственно, уже начал: пытливые зрители заметили нехилую такую морщину на сэмпле в руках уважаемого руководителя Samsung Mobile.

Наверное, не случайно Galaxy Fold не было в демозоне, куда ринулись журналисты после презентации. Немного странно для продукта, поступающего в продажу в апреле, верно? Хотя вроде со сцены ничего не говорили – в каком году будет данный апрель…

Что касается Galaxy S10 и S10+, то с ними все как-то совсем печальненько. Не, лицевая панель без рамки для сканера отпечатков пальцев – это прикольно. Но мы уже видели это во многих аппаратах. Да, «первый в мире» ультразвуковой сканер этих самых пальцев прямо в экране очень вдохновляет, но его надо было делать год назад, а сейчас он есть в флагманах VIVO/OPPO (кривоватый) и Huawei Mate 20 Pro (нормальный). Широкоугольная камера? О да, потрясающе. Прямо как в LG уже много лет, в некоторых Asus и Huawei Mate 20 Pro…

Поймите меня правильно. Я не против вторичности. Невозможно все время создавать что-то эдакое, да и не нужно.

Но Samsung 10 лет назад взяла курс на то, чтобы за счет самых-самых характеристик обеспечивать максимально крутой пользовательский опыт. Именно на этом из азиатского производителя трубок-середнячков удалось вырасти до производителя премиальных флагманов. И за это можно было брать доплату, которую, кстати, со времен S7 охотно отдавали даже закоренелые фанаты iPhone.

Но теперь все изменилось.

Гонка характеристик сама по себе перестала влиять на пользовательский опыт. От слова совсем. Тем более, что в этой гонке у Samsung появилась масса конкурентов, успевая напихать всякого быстрее, дешевле и луДше.

Пользовательский опыт переместился главным образом в область сервисов, а с ними у Samsung никогда не было гладко. Наверное, единственное из уникального, что могут добрым словом вспомнить пользователи (да и то не все), это Samsung Knox. А вот отрицательных примеров куда больше. Чего стоит хотя бы кнопка «Биксби», которая конкретно всех задрала уже в момент появления, но компания упорно продолжает пихать ее каждый год, и запихала в Galaxy S10. У Samsung нет якорей, способных удерживать пользователей именно на своих аппаратах. Даже AMOLED перестал быть мегафишкой, потому что коллеги по бизнесу тоже научились их неплохо делать. А сервисы все относятся к Android, который стоит много где еще.

Словно ощущая это, во время презентации все докладчики из Samsung вели себя, как роботы. Просто повторяли написанные на экранах слова, а глаза-то потухшие…

Меня это не радует. Вообще не радует. Я за движуху и яростную конкуренцию. И то, что Samsung уверенно шагает обратно в прошлое, где компания была просто еще одним штампователем звонилок и поставщиком комплектующих, нормального человека веселить не может.

От 69 990 рублей за Galaxy S10, от 76 990 рублей за S10+… Ох, Samsung. Это будет тяжелый год. И даже S10+ в керамическом корпусе с 12 гигами оперативки и терабайтом флэша за 124 990 рублей не спасет.

Хочется надеяться, что производство комплектующих, по-прежнему отличных, все же позволит перекантоваться, пока снова отрастет голова. Благо лучший друг Южной Кореи довольно эффективно стреляет конкурентам по ногам. Но на друга надейся, а сам не плошай.

Подписывайтесь на Технодзен и первыми читайте о новинках техники.