7756 subscribers

Духи "Ориган" Франсуа Коти

2,9k full reads
3,8k story viewsUnique page visitors
2,9k read the story to the endThat's 75% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Духи Coty - какая-то совершенно особенная вещь: почему-то многие чувствуют связь этой чисто французской марки с отечественной историей.

Реклама L'Origan 1941 год
Реклама L'Origan 1941 год

До 1970-х, когда в СССР начали продавать парфюмерию нескольких самых известных французских брендов, советские женщины знали о заграничных духах чрезвычайно мало, притом что мир французской парфюмерии был огромен. На слуху были в основном имена Шанель и Герлен - и, неожиданно, Коти. Неожиданно, потому что эта марка уже в 1950-х начала сдавать свои позиции и перемещаться из люкса в масс-маркет (прибыли в сегменте масс-маркета, как известно, куда выше, но духи такой продукт, для которого очень важен ореол роскоши). К тому же компания Коти все больше и больше ориентировалась на американский рынок. И в СССР ее продукция, насколько мне известно, не поставлялась.

Реклама Coty 1950-е
Реклама Coty 1950-е

Тем не менее, Коти в СССР знали - главным образом из литературы. Лично я впервые встретила название "Коти" в детстве, когда читала книгу Мариэтты Шагинян "Месс-Менд", там одна из героинь, молоденькая жена американского банкира, разговаривала со своим котом, усевшимся на ее туалетный столик: "Если вы думаете, Кот, что крем Коти принадлежит вам по закону созвучности, то этим вы только испортите себе навеки желудок". Я спросила у бабушки, что это за крем Коти, и она мне ответила, что крема такого не знает, а знает только старинные духи Коти.

Баночка от крема Coty времен романа "Месс-менд" (были и другие модели)
Баночка от крема Coty времен романа "Месс-менд" (были и другие модели)

Позднее, в самом конце советской эпохи, когда стала набирать популярность тема дореволюционной России и эмиграции и началась публикация всевозможных мемуаров и воспоминаний, духи Коти всплывали то там, то тут. Оказалось, что духи Коти носили модельер Ламанова, актрисы Ольга Книппер-Чехова и Вера Холодная, поэтесса Марина Цветаева и все дочери последнего российского императора. Правда, все они отдавали предпочтение разным ароматам этой марки. Ламанова любила Emeraude, Книппер-Чехова - L'Origan, Вера Холодная и царевная Ольга - La Rose Jacqueminot, Цветаева и царевна Татьяна - Jasmin de Corse, царевная Анастасия La Violette Pourpre, царевная Мария Lilas Pourpre.

В 1990-х "Огонек" опубликовал объявление о покупке винтажных флаконов Coty
В 1990-х "Огонек" опубликовал объявление о покупке винтажных флаконов Coty

Самый большой пиар получил L'Origan, он запомнился всем как аромат российской аристократии благодаря мемуарам Вертинского. Он писал в "Четверти века без родины":

"Высокие, худые, как жерди, «великосветские» дамы и девицы, бывшие фрейлины двора, графини, княжны и баронессы с длинными породистыми «лошадиными» лицами, некрасивые и надменные, продавали на черном рынке свои бриллиантовые шифры и фамильные драгоценности, обиженно шевеля дрожащими губами. Слезы не высыхали у них на глазах. ...От них шел одуряющий запах «Лоригана-коти»...".

В таком флаконе L'Origan выпускался с 1920-х по 1950-е
В таком флаконе L'Origan выпускался с 1920-х по 1950-е

L'Origan был создан в 1905 году, он сразу же приобрел огромную популярность и породил волну подражаний - практически у каждого парфюмерного дома в первой четверти 20 века были свой "Ориган". Дома посолиднее не опустились до полного копирования, но тоже подхватили модную волну. Самыми известными вариациями на тему аромата L'Origan были L'Heure Bleue фирмы Герлен, выпущенный в 1912 году, и "Красная Москва" 1925 года - они не являются копиями L'Origan, но очень похожи на него.

Фрагмент картины Дж.Тиссо "Молодые женщины, любующиеся японскими предметами"
Фрагмент картины Дж.Тиссо "Молодые женщины, любующиеся японскими предметами"

Что, собственно, сделало L'Origan таким запоминающимся? На рубеже веков во Франции в очередной раз вошел в моду Восток, и публика начала 20 века жаждала элегантных восточных ароматов - не откровенно, в лоб, пряных, заставляющих представлять себе стамбульский базар, а утонченных, вызывающих ассоциации скорее с какой-нибудь экзотической безделушкой в интерьере парижской гостиной. Парфюмеры активно вели поиски в этом направлении - вспомнить хотя бы пряный и яркий Reve d'Or фирмы Piver, появившийся еще в 1889 году - но, как всегда, славу должен был снискать тот, кто совершит последний шаг на пути к идеальному балансу.

Реклама Reve d'Or
Реклама Reve d'Or

Этот шаг сделал Франсуа Коти: его L'Origan являл собой искомый баланс экзотики и элегантности. В этом аромате традиционные для французского парфюмерного стиля фиалки, флердоранж, жасмин и роза сочетались с экзотическими мускатом, кориандром, сандалом, ладаном, бензоином и ванилью. Все это подавалось на очень чувственной базе из цибетина и мускуса (не нынешнего синтетического "белого" мускуса, а настоящего, "грязного" животного).

L'Origan 1960е
L'Origan 1960е

L'Origan производили до начала 1970-х, и сейчас не проблема купить винтажный флакон одеколона или туалетной воды. А вот с духами сложнее - встречаются редко, в основном на американском рынке. L'Origan в духах вовремя скупили поклонники винтажного L'Heure Bleue, который стоит все дороже и дороже.

Список всех моих статей о винтажной парфюмерии

(C) Виктория Власова

Перепечатка любых материалов блога возможна только с письменного согласия автора