7756 subscribers

Одеколон 4711: два века истории

1,2k full reads
1,6k story viewsUnique page visitors
1,2k read the story to the endThat's 76% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Один из старейших ароматов, выпускающихся до сих пор - это Kolnisch Wasser 4711, или просто одеколон 4711, созданный парфюмерным домом Muelhens в начале 19 века.

Одеколон 4711: два века истории

Где-то мне встретилось упоминание этого одеколона как одного из самых мужественных ароматов, и это определение меня очень удивило. Ведь последние лет 40 в парфюмерии мужественные ароматы - это те, после которых хочется восклинуть "Долохов, да вы - животное!" Т.е. мхи, папоротники, дерево, кожа, специи, табак, уд etc - словом, все то, что после троекратного принятия душа и прочих мер стерилизации внезапно возвращает мужчине первобытное звериное обаяние (ну, ровно в той пропорции, которая считается приемлемой в цивилизованном обществе). В помещение входит обычный офисный клерк, но от него внезапно веет приключениями в джунглях, охотой на тигров, погоней на яхте, дракой на ножах - и женские сердца начинают биться быстрее. Вот это - мужественный аромат. А 4711 совсем другой. Он и появился-то в парфюмерии с прямо противоположной целью, как способ отбить все эти запахи мужского бытия - пороха, пота, лошадей, седел и сапог - чтобы не стыдно было появиться в женском обществе, если таковое вдруг случится посреди военного похода.

Реклама 4711, первая половина 20 века
Реклама 4711, первая половина 20 века

4711 - это послеполуденное чаепитие в саду, деревянная беседка, увитая цветами, крахмальная скатерть, цитрусы в хрустальной вазе, чай с лимоном, ломтик бисквита. Прелестница в батистовом платье вовсю строит глазки - и ее поклонник, смелый офицер наполеоновской армии, давно бы уже пошел на приступ, но maman бдительно в дремлет кресле, так что герою остается только сдержанно поскрипывать сапогами и сожалеть о бездарно вылитой за шиворот и на обшлага пахучей Кельнской воде: "Лучше б выпил ее, честное слово, и то больше проку было бы!". Кстати, многие так и делали - Кельнскую воду использовали в качестве успокаивающей настойки. Изначально она считалась универсальным лекарственным средством, которое можно было применять не только наружно, но и внутрь. Однако в 1810-х годах было издано постановление, требовавшее рассекретить состав лекарств, и кельнское семейство Мюлленс, чтобы сохранить в тайне состав своего одеколона, объявило его парфюмерным средством и слегка изменило состав ингредиентов, чтоб добиться большей ароматности - одеколон стал менее травянистым и более цитрусовым. Пирамида выглядела так:
начальные ноты - бергамот, лимон, апельсин;
сердце - лаванда, розмарин;
база - нероли.

Реклама 4711, 1920-е
Реклама 4711, 1920-е

Название одеколон Muelhens получил по номеру дома, в котором размещалось производство - 4711. Этот номер зданию присвоили наполеоновские войска - они же разнесли моду на кельнскую воду по всей Европе, и даже сам Наполеон был неравнодушен к этому аромату.

Флакон одеколона 4711, начало 20 века. Флакон закрывался корковой пробкой, и чтобы вынуть ее, требовался штопор - он продавался вместе с флаконом.
Флакон одеколона 4711, начало 20 века. Флакон закрывался корковой пробкой, и чтобы вынуть ее, требовался штопор - он продавался вместе с флаконом.

Естественно, нынешний одеколон 4711 отличается от придуманного Мюлленсами. Хотя основа осталась прежней - геспериды, лаванда, розмарин, нероли - чтобы сделать аромат более сложным, в разное время добавлялись новые ингредиенты. Цветочные, фруктовые и древесные ноты придали ему больше глубины, но не сделали его более темпераментный и диким - это по-прежнему очень "культурный" аромат, оттого на современных ухоженных мужчинах он звучит слишком старомодно, мягко, скорее даже по-женски. Впрочем, уже в начале 20 века он позиционировался как унисекс - достаточно посмотреть на рекламные постеры того времени: женщины на них фигурируют едва ли не чаще, чем мужчины.

Именно 4711 рекламировался в первом русскоязычном номере журнала Burda Moden
Именно 4711 рекламировался в первом русскоязычном номере журнала Burda Moden

Помимо классического 4711 (который визуально можно отличить по голубой с золотом этикетке) с начала 2000-х бренд ежегодно выпускает новые фланкеры совершенно разной тематики.

Фланкер 2019 года - "Роза"
Фланкер 2019 года - "Роза"

(С) Виктория Власова

Перепечатка любых материалов блога возможна только с письменного согласия автора