7743 subscribers

Сохранность винтажных духов

4,1k full reads
4,9k story viewsUnique page visitors
4,1k read the story to the endThat's 83% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Я много раз слышала и читала, что часто винтажные духи после пересылки приходят в ужасное состояние и им требуется время (порой изрядное), чтобы аромат восстановился. У меня не очень большой опыт с зарубежными духами, и почти все мои покупки были удачными, но по крайней мере один раз со мной такое случилось: я купила на испанском блошином рынке прекрасный Arpege, а когда привезла флакон домой, обнаружила внутри страшную гадость - однако спустя время аромат восстановился. Надо сказать, спустя очень долгое время - через 2 года.
А вот советских винтажей через мои руки прошло в сотни раз больше зарубежных, и с ними у меня совершенно другой опыт: если советский винтаж приезжает убитый, то время его не лечит. Совсем.

Витрина ленинградского универмага
Витрина ленинградского универмага

Да, бывает, что содержимое какого-нибудь флакона не раскрывает весь свой потенциал в первые дни после пересылки, слегка разбалансированное звучание или какие-то ноты выпадают - и максимум через месяц это проходит, хотя обычно улучшения видны уже в течение недели. Но если из флакона по приезду веет смертью и разложением - то это насовсем, и стресс от пересылки тут вообще ни при чем. Я допускаю, что тряска при перевозке может "добить" аромат, если он уже подпорчен - однако идеально сохранившемуся ничего не сделается.
Лучше всего сохраняются духи Северного сияния - если нет прямого солнечного света и температурный режим без сильных колебаний - то просто так, чисто от возраста, не умирают даже духи 1950-х.

Реклама духов и одеоклона "Русь" фабрики Северное синяия
Реклама духов и одеоклона "Русь" фабрики Северное синяия

Причем приличными духи остаются даже во флаконах с ненадежными притертыми пробками (при наличии бодрюша, естественно) - ну да, верхние ноты бесследно испаряются, но то, что плещется на дне, все еще недурно (хотя по большому счету это уже не сам аромат, а только его база). А уж экземпляры с винтовыми крышками свое содержимое вообще доносят до наших дней без изменений, если ими не пользовались или пользовались аккуратно.

Продукция Северного сияния 1970-е
Продукция Северного сияния 1970-е

Но, конечно, если условия хранения были плохими или 30-40 лет назад во флаконы попала грязь, то даже Северное сияние не выдерживает и портится. Однако по моему опыту даже во флаконах со следами конкретного такого использования ароматы Северного сияния могу оставаться живыми - у ленинградских парфюмеров явно был какой-то секрет. Пересылку хорошо сохранившиеся духи Северного сияния переносят спокойно. Если у духов Северного сияние изменился цвет (по сравнению с тем, что в старых каталогах), то это как правило говорит о заметном изменении запаха.

Реклама духов "Диалог" фабрики Дзинтарс
Реклама духов "Диалог" фабрики Дзинтарс

На втором месте по способности переживать время стоят дзинтаровские ароматы. Опять же, винтовые флаконы из 80-х - практически 100% гарантия бодрости и живости при соблюдении всех условий правильного хранения. Более ранние винтовые тоже обычно хороши, если только не подведет резиновая пробка - но горькие специевые ароматы даже она не может испортить.

Реклама духов "Консуэлло" фабрики Дзинтарс
Реклама духов "Консуэлло" фабрики Дзинтарс

Духи из запечатанных притертых флаконов иногда поначалу звучат тихо, но при контакте с кислородом постепенно раскрываются. Пересылку дзинтаровские ароматы переносят без потрясений. Изменение цвета (по сравнению с каталожным) в большинстве случаев не означает порчу аромата: в дзинтаровских пирамидах часто встречается дубовый мох, он темнеет со временем. Но для некоторых дзинтаровских духов потемнение - все-таки индикатор нежелательных изменений.

Реклама духов "Нона" фабрики Иверия
Реклама духов "Нона" фабрики Иверия

Вообще-то я бы разделила второе место по сохранности ароматов между Дзинтарсом, львовской фабрикой Красная гвоздика и тбилисской фабрикой Иверия - правда, с винтажной продукцией двух последних фабрик другая проблема: встречается редко, и особенно редко в полностью нетронутом состоянии. Но правильное хранение львовские и тбилисские ароматы переносят хорошо, и пересылка никак на них не сказывается.

Реклама духов "Русская красавица" фабрики Новая заря
Реклама духов "Русская красавица" фабрики Новая заря

Ну и на третьем месте - Новая заря: у ее винтажных ароматов очень сильный разброс в способности сохраняться. Это особенно заметно на наборах миниатюр, про которые сразу понятно, что возраст и условия хранения всех флаконов в одной коробочке одинаковые - одни духи остаются прекрасными, другие при этом совершенно невыносимы.  Изменение цвета для новозаревских духов - тоже не показатель: есть такие, которые в любом цвете сохраняют аромат, а есть другие, которые темнеют или светлеют именно когда портятся. С продукцией Новой зари очень сложно выработать общие принципы, что безопасно покупать, а что нет - уж слишком она разная.

Духи "Кремль" фабрики Новая заря в рекламе Аэрофлота
Духи "Кремль" фабрики Новая заря в рекламе Аэрофлота

сохранные экземпляры помоложе (1970-1980-е) спокойно переносят пересылку и звучат "как надо" уже сразу по прибытии. Хорошо сохранившиеся духи постарше тоже не портятся во время пересылки, но все-таки в полную силу раскрываются уже недели через две. Подчеркну, что речь именно о раскрытии, а не о реабилитации: если уж из новозаревского флакона пахнет разложением - это навсегда, никакие отдых и отстаивание не помогут. В отличие от духов Северного сияния, которые можно для первого знакомства покупать уже сильно использованными, с Новой зарей лучше не рисковать - контакт с воздухом и кожей ее продукция переживает хуже.

Реклама духов "Ника" и одеколона "Олимпийский" николаевской фабрики
Реклама духов "Ника" и одеколона "Олимпийский" николаевской фабрики

К остальным региональным фабрикам (казанской, краснодарской, симферопольской, таллинской, ереванской, харьковской, николаевской и т.д.) применимо все сказанное о Новой заре: очень большой разброс по использованным веществам и как следствие - очень разная способность к сохранению у ароматов одной и той же фабрики. Харьковская продукция часто страдает от протухших альдегидов, николаевскую подводят резиновые пробки в винтовых флаконах. "Лицензионные" ароматы - взятые у Северного сияния и Новой зари - обычно ведут себя в точности как оригиналы. Все остальное выясняется только экспериментально и индивидуально.

Парфюмерный магазин, 1960е
Парфюмерный магазин, 1960е

(С) Виктория Власова