Американцы сняли с баржи в Тихом океане четырех исхудалых советских солдат-срочников. Сильная история за кадром

124k full reads
142k story viewsUnique page visitors
124k read the story to the endThat's 88% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Некоторые истории впечатываются в память – настолько они яркие, эмоциональные. Но, увы, ничто не вечно. И обидно, когда героев начинают забывать. В этом нет ничего дурного – такова человеческая память. Что ж, раз гремевшую на весь мир историю о дрейфе баржи «Т-36» с четырьмя отважными советскими парнями стали забывать, значит, пора напомнить. Тем более, что блог «Визуал» показывает минувшее в картинках, а о том случае сохранились классные, говорящие кадры.

Анатолий Крючковский, Асхат Зиганшин и Филипп Поплавский. Фото: В. Галактионов/ РИА Новости.
Анатолий Крючковский, Асхат Зиганшин и Филипп Поплавский. Фото: В. Галактионов/ РИА Новости.
Анатолий Крючковский, Асхат Зиганшин и Филипп Поплавский. Фото: В. Галактионов/ РИА Новости.

Случилось всё 61 год назад, в январе 1960 года. Курилы, остров Итуруп. Разбушевавшаяся стихия унесла баржу «Т-36» в океан и экипаж – четверка молодых солдатиков-срочников (двое украинцев, русский и командир-татарин) – 49 дней бороздил Тихий практически без еды и воды. Но справились, проявили себя достойно, и домой вернулись героями.

В то время на Итурупе не было оборудованных причалов. Баржи крепили к рейдовым бочкам. Наступила зима, резко ухудшилась погода. Все баржи на период штормов тракторами вытащили на берег, а «Т-36» не повезло – срочно отправили разгрузить рефрижератор с мясом. Непогода быстро переросла в шторм. Команда боролась со стихией, в какой-то момент баржу почти удалось выбросить на песчаный берег. И тут закончилась солярка! Волны и ветер унесли «Т-36» обратно в океан.

Фото  с авианосца Kearsarge, спасшего наших ребят. Март 1960 года. Фото: общественное достояние.
Фото с авианосца Kearsarge, спасшего наших ребят. Март 1960 года. Фото: общественное достояние.
Фото с авианосца Kearsarge, спасшего наших ребят. Март 1960 года. Фото: общественное достояние.

Это случилось в ночь с 17 на 18 января 1960 года. Рация поломана – залило водой. Видимость нулевая. Еще и течь в машинном отделении. Воду удалось откачать, пробоину заделать. Но проблем сильно меньше не стало и главная – что есть и пить?! Обычно на барже хранился запас провизии на пару недель. Но тогда экипаж готовился к зимовке, всю еду как раз вынесли на берег. Кто ж знал? И вот четверо парней дрейфуют в океане без топлива и связи и у них лишь ведро картошки, банка жира, немного пшена, буханка хлеба и три коробка спичек. Пить приходилось ржавую техническую воду для охлаждения дизелей.

Поплавский и Зиганшин пытаются рассказать американскому механику свою историю. Фото: общественное достояние.
Поплавский и Зиганшин пытаются рассказать американскому механику свою историю. Фото: общественное достояние.
Поплавский и Зиганшин пытаются рассказать американскому механику свою историю. Фото: общественное достояние.

Младший сержант Асхат Зиганшин и трое рядовых: Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов не поддались панике. Мне кажется, в этом главная заслуга командира. Зиганшин сразу установил жесткие нормы по еде и воде. Раз в день – суп из пары картофелин и жира, трижды – питьё. Новичок в экипаже Иван Федотов запаниковал, даже какое-то время спал с топором под подушкой, истерил, но потом и он успокоился.

Каждый день, пока хватало сил, парни занимали себя работой. Вычерпывали ведрами воду из трюма (шторма не прекращались и баржу постоянно затапливало), читали вслух Джека Лондона, даже судовой журнал исправно заполняли. Но 23 февраля еда совсем закончилась. От безысходности варили кожаные ремни и даже меха гармошки. Пробовали мыло и зубную пасту. Пытались ловить рыбу, но в такую непогоду и на пустой самодельный крючок ничто не клевало. Загарпунить акулу багром тоже не получилось.

Дрейф продолжался 49 дней. От острова Итуруп баржа прошла 1700 километров. Когда 7 марта суденышко с еле передвигающимися по палубе советскими солдатами обнаружили американцы, у них оставалось всего три спички и три стакана дождевой воды. Каждый похудел на 20-30 килограммов. Парней подняли с палубы на вертолет и доставили на авианосец «Кирсардж». Там их накормили бульоном (Зиганшин сразу велел своим много не есть, чтобы не навредить ослабшему организму), помыли, побрили.

На родине с экипажем «Т-36» успели попрощаться. На берег Итурупа выбросило спасательный круг с баржи и разбитый ящик из-под угля с бортовым номером и все решили, что судно затонуло. Но когда стало известно, что парни живы-здоровы, их встретили героями. Американцы, кстати, предлагали убежище нашим ребятам, но они и думать не думали соглашаться.

Слева направо: Федотов, Зиганшин, генерал армии Голиков, Поплавский, Крючковский. Москва, март 1960 года.
Слева направо: Федотов, Зиганшин, генерал армии Голиков, Поплавский, Крючковский. Москва, март 1960 года.
Слева направо: Федотов, Зиганшин, генерал армии Голиков, Поплавский, Крючковский. Москва, март 1960 года.

Вплоть до полета Гагарина четверка с «Т-36» была чуть ли не самой обсуждаемой темой в СССР. О них песни сочиняли. Где только ребята не выступали: и на радио с телевидением, и в учебных заведениях. Парней наградили орденами Красной Звезды и без экзаменов приняли в училище ВМФ в Ломоносове под Ленинградом. Дальше была долгая, насыщенная событиями жизнь. К сожалению, сейчас остался лишь Анатолий Крючковский, отметивший в январе прошлого года 80-летие.