56K подписчиков

«То, что брали чужие рты, в свой рот не бери ты»: 10 сильных рекламных плакатов, созданных 100 лет назад Маяковским

55K прочитали

Некоторое время назад в моем блоге «Визуал» вышла публикация, посвященная необычным советским плакатам. «Нет на свете краше птицы, чем свиная колбаса» – типа таких. Среди плакатов был один почти 100-летней давности, текст которого сочинил знаменитый поэт Владимир Маяковский. Он взял второй приз на Международной выставке декоративного искусства в Париже. Тогда-то я и узнал, что Маяковский, оказывается, крепко занимался рекламой.

Фото и изображения здесь и далее: общественное достояние.
Фото и изображения здесь и далее: общественное достояние.

Комфорт – и не тратя больших сумм.
Запомни следующую строчку:
лучшие ковры продает ГУМ –
доступно любому, дешево и в рассрочку.

Как вам, а?

100 лет назад великий Маяковский занялся  коммерческой рекламой – в паре с художником Родченко. Свое агентство они назвали «Реклам-конструктором».-2

Владимир Маяковский умел и стихи сочинять, и рисовать. Собственно, рисовать он начал даже раньше, в юном возрасте. Когда его семья переехала в Петербург, он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. После революции Маяковский стал работать в «Окнах сатиры РОСТА». Разношерстый творческий коллектив выпускал пачками рукописные плакаты о нелегких буднях молодого советского государства. Их вывешивали в окнах, а народ собирался толпами, чтобы посмотреть, посмеяться и обсудить.

100 лет назад великий Маяковский занялся  коммерческой рекламой – в паре с художником Родченко. Свое агентство они назвали «Реклам-конструктором».-3

Ну а в 1923 году, в разгар НЭП, Маяковский занялся уже коммерческой рекламой – в паре с художником Александром Родченко. Свое агентство они назвали «Реклам-конструктором». Владимир Владимирович ходил по Москве, заглядывал во все компании, что попадаются и убедительно предлагал свои услуги, обещая стремительный рост продаж. Плакаты, упаковка, вывески, печатная реклама – Маяковский с Родченко брались за всё. И брали тоже недешево: по 100 – 200 рублей за плакат. Для сравнения: билет на выступление популярного поэта стоил рубль.

Знаменитый плакат с музой поэта Лилей Брик.
Знаменитый плакат с музой поэта Лилей Брик.

Многие творческие друзья Маяковского посмеивались над ним, считая коммерческие стишата низкопробными. Но сам автор ничуть не стеснялся своего дела, говорил, мол, зря мы забросили рекламу и пренебрежительно относимся к этой якобы «буржуазной штучке». Он ругал скучную агитацию, канцелярскую типа «Московское коммунальное хозяйство извещает...» и восхищался яркой европейской.

Маяковский жаловался, что за ставший крылатым слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме» получил всего 3 рубля.
Маяковский жаловался, что за ставший крылатым слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме» получил всего 3 рубля.
- Фирма рекламирует замечательные резины для подтяжек: в Ганновере человек торопится на берлинский поезд и не заметил, как в вокзальной уборной зацепился за гвоздь подтяжками. Доехал до Берлина, вылез, — бац, и он опять в Ганновере, его притянули обратно подтяжки. Вот это реклама! Такую не забудешь, - писал Маяковский. – Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть! Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь – хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь.
100 лет назад великий Маяковский занялся  коммерческой рекламой – в паре с художником Родченко. Свое агентство они назвали «Реклам-конструктором».-6

Чего только не рекламировал Маяковский в 20-е годы! У него были целые кампании для ГУМа и Моссельпрома, Резинотреста, торговавшего галошами и Госиздата, издававшего учебники и не только. Также Владимир Владимирович охотно брался за социальную рекламу. Трудовой народ надо было учить самым очевидным сейчас вопросам гигиены и культуры поведения. Вы может быть даже слышали: «Товарищи люди, будьте культурны, на пол не плюйте, плюйте в урны». Или вот это: «То, что брали чужие рты, в свой рот не бери ты». Не знаю, о чем вы подумали, но речь о папиросках. Мол, не докуривайте после других.

100 лет назад великий Маяковский занялся  коммерческой рекламой – в паре с художником Родченко. Свое агентство они назвали «Реклам-конструктором».-7

К концу 20-х годов Маяковский свернул рекламное агентство. За несколько лет он успел сочинить много ярких и запоминающихся слоганов. Сегодня они звучат старомодно и смешно, но в свое время прекрасно делали своё дело: увеличивали продажи. Как вам реклама от Маяковского? Поделитесь мнением в комментариях!

100 лет назад великий Маяковский занялся  коммерческой рекламой – в паре с художником Родченко. Свое агентство они назвали «Реклам-конструктором».-8
Понравилась публикация? Ставьте палец вверх, подписывайтесь на «Визуал», ретро-канал для тех, кто любит «разглядывать» историю!