100 дивизий тяжелых бомбардировщиков

2 April 2019

Как Сталин создавал вокруг США плавающие аэродромы для ядерной бомбардировки Вашингтона и Нью-Йорка

Солнечным апрельским днем 1950 года на лед Северного Ледовитого океана в районе северо-западнее Аляски приземлился транспортный самолет, который доставил на льдину членов полярной экспедиции «СП-2». Прошло уже 12 лет с тех пор, как в 1938 году завершила свою работу в Арктике дрейфующая станция «Северный полюс-1» («СП-1»). Освоение полярных просторов прервала война. Поэтому к этой теме вождь вынужден был вернуться лишь после Победы.

Однако, для Сталина освоение Арктики имело, в первую очередь, военное значение – в том смысле, что расстояние от полярных районов до городов США намного короче, чем от континентальной части СССР. Значит, в случае войны с Америкой бомбить ее через Северный Полюс было бы намного удобнее. Именно после войны в одном из разговоров с Берией Сталин обронил загадочную фразу: «Нам необходимо 100 дивизий тяжелых бомбардировщиков». Переспрашивать его, чтобы уточнить – сколько именно нужно самолетов, никто не решился.

Но в августе 1945 года, когда янки всему миру продемонстрировали на Японии действие атомного оружия, количество уже не имело решающего значения. Тем не менее, по окончании Второй мировой войны на Чукотку перебросили 14-ю армию для возможного противодействия американской угрозе.

А вскоре по всей границе СССР опустился, как выразился в своей Фултонской речи Черчилль, «железный занавес». Поэтому реальные шаги по милитаризации Арктики Советский Союз начал лишь в 1949 году, когда у нас появилась своя атомная бомба. Как результат проведенной подготовительной работы и стало начало функционирования в 1950 году станции «Северный полюс-2». Но при чем тут «СП-2»? Дело в том, что к тому времени в СССР уже было изготовлено порядка 1000 тяжелых бомбардировщиков «Ту-4», способных (чисто теоретически) нести на борту ядерное оружие. И все же одного направления (с Чукотки) было мало. Поэтому в той же Арктике для самолетов оборудовались на льду временные плавающие аэродромы. И не один или два, а сразу несколько. И их, в конечном итоге, создали! Так вот координацию полетов бомбардировщиков с их площадок к США и обратно и должны были осуществлять военные специалисты с «СП-2», которые готовы были прибыть туда помимо непосредственно полярников. Тем более, что для станции выбрали «шикарную» многокилометровую льдину, способную выдержать большое количество людей и посадку тяжелых самолетов.

Однако, Третьей мировой не случилось, и Вашингтон с Нью-Йорком не пострадали. Надобность в таком количестве ледовых аэродромов отпала. Хотя строительство «Ту-4» и довели почти до 1200, на смену им вскоре уже пришли новые стратегические «Ту-95». Но Холодная война все же продолжалась, правда, она приобрела уже другое качество, где вместо самолетов и аэродромов все решали уже межконтинентальные ракеты.

Фото: www.polarpost.ru и svpressa.ru