Бросок «Мурены»: десантные катера на воздушной подушке перебрасывают на Каспий 1

В состав Каспийской флотилии включены десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена». По словам экспертов, региону, в котором действует Каспийская флотилия, подобные корабли сегодня крайне необходимы.

Модифицированный корабль «Мурена» отличается от своего предшественника – десантного корабля на воздушной подушке «Кальмар» – увеличенной грузоподъемностью. Он может взять на борт до 43 тонн груза. Это означает, что корабль способен перевозить или один средний танк, или два бронетранспортера, или две боевых машины пехоты. Однако вместо боевой техники в трюме могут разместиться до 140 человек десанта.

На скорости более 100 километров в час корабль может пройти около 200 миль (примерно 370 километров), высадить десант морской пехоты и накрыть залпом огня береговые укрепления, поддержав наступление. Между прочим, ударное вооружение катера достаточно внушительное.

На нем размещаются две шестиствольные 30-миллиметровые пушки, получившие название «металлорезки» за способность буквально перерезать корпус вражеского корабля. Являясь средством самообороны, эти пушки в то же время могут быть использованы для уничтожения самолетов на наклонной дальности до четырех километров и противокорабельных ракет. Для уничтожения береговых укреплений на «Мурене» присутствует автоматический корабельный 30-миллиметровый гранатомет БП-30 «Пламя», а также две установки зенитно-ракетного комплекса «Игла». Кроме того, катер может перевозить 24 мины на борту, а также оснащен радиотехническим оборудованием, включающим навигационную РЛС «Экран-1» и комплекс навигационных средств.

Когда скорость важнее

Однако порой ключевой особенностью десантных кораблей на воздушной подушке является амфибийность. В отличие от морских десантных кораблей, «Мурена» может не просто высадить десант на необорудованный берег, но и углубиться в береговую зону, а бронетехника может сразу вступать в бой после выхода из десантных помещений. По словам военных, иногда именно от скорости доставки десанта и вступления в бой зависит успех военной операции.

«Десантные катера на воздушной подушке очень эффективны в операциях на ограниченных театрах военных действий – на Балтике, на Каспии и даже на Черном море. За короткий срок они могут переправить на плацдарм ударную группу пехоты или спецназа, поэтому их эффективность высока», – рассказал Мозговой.

Более того, скорость, с которой эти катера могут перемещаться, порой является критически важным фактором. Ведь они способны не только доставлять десант, но и выполнять противоположную функцию – эвакуировать бойцов. Именно катером на воздушной подушке в сентябре 1993 года были эвакуированы 50 десантников, которые прикрывали отход грузинских беженцев от абхазских вооруженных формирований в районе Очамчира. Корабль уже через 40 минут был на месте, забрал десантников и дал отпор бандитам.

Мощь «Мурены», отрывающая от поверхности

Обеспечивают высокую скорость катеру два высокотемпературных газотурбинных двигателя мощностью по 10 000 лошадиных сил. Согласно данным разработчика катера, Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз», они используются для привода нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов. Для образования воздушной подушки установлены два нагнетательных агрегата с осевым рабочим колесом диаметром 2,2 метра.

Создание тяги для движения осуществляется двумя реверсивными винтами диаметром 3,5 метра с принудительным управлением шага. Электропитание потребителей осуществляется от двух газотурбогенераторов, мощностью в 100 киловатт каждый.

Хабаровский судостроительный завод получил крупный заказ от Министерства обороны на производство боевых катеров на воздушной подушке. И если раньше на Хабаровском заводе думали, как остаться на плаву, то теперь даже планируют дополнительно нанять 150 работников.

Эта амфибия на воздушной подушке почти готова к первому рейсу. А весь заказ на сразу 8 скоростных судов типа "Мурена" начнут выполнят на три года раньше. Мощные десантные катера – такие же агрессивные, коварные и непредсказуемые, как морские хищники, могут перемещаться вдоль самого берега, преодолевать рвы глубиной до полутора метров и не попадаться локаторам. Строительство небольшой флотилии даст возможность заводу получить серьезную прибыль.

А ведь еще недавно волной заказов здесь не захлебывались – едва держались на плаву.

В цехах еще много свободного места — уже скоро здесь будут делать не только гражданские суда, но и вернутся к про­изводству военных кораблей. На одной из крупнейших верфей Дальнего Востока для этого есть все необходимое.

Уже скоро завод начнет нанимать новых сотрудников. Для выполнения гособоронзаказа потребуется дополнительно 150 первоклассных специалистов. Это почти пятая часть всего штата.

Гособоронзаказ загрузит завод до 2027 года. И в амбициозных планах предприятия — увеличение заказов на строительство ры­боловецких судов. В правительстве обещали: спрос на них будут стимулировать.