Подводный флот России: история

Создание первого подводного судна в Российской империи можно отнести еще кК времени царствования Петра-1. Тогда по указу Петра-1 русским плотником Ефимом Никоновым была сооружена первая субмарина, которую знала российская история. Подводный флот России, создание которого планировалось на протяжении последующих веков, создавался в основном на бумаге, хотя были и исключения. Так, с 1879 по 1881 год в России было выпущено 50 субмарин, спроектированных польско-русским инженером С. К. Джевецким, которые, однако, работали исключительно за счет мускульной силы. История же российского подводного флота как составной части ВМФ страны начинается с 1906 года. Именно тогда императором Николаем II был подписан указ о его создании. На тот момент в Российской империи насчитывалось 10 субмарин.

Создание подводного флота

На рубеже XIX-XX вв. в руководстве Российской империи начали отчетливо понимать необходимость создания собственного военного подводного флота. Необходимость эта была вызвана успешным развитием подобной кораблестроительной отрасли в странах Европы и в США. Часть руководителей кораблестроения считала, что подводный флот России нужно создавать за счет иностранного производства. Часть же полагала, что Российская империя должна обладать собственными технологиями и предприятиями для производства подводных лодок.

Решающим фактором, повлиявшим на управление кораблестроения, явился срыв сделки по поставке американских боевых лодок в Россию. После этого было принято решение об отечественном производстве подводного флота России.

Первое боевое подводное судно, работавшее за счет бензинового двигателя, было спущено на воду в 1904 году. Этим судном являлся миноносец «Дельфин», также называемый миноносцем № 133. «Дельфин» имел преимущества перед своими иностранными аналогами. Он обладал тоннажем в 113/135 т, развивал скорость до 9 узлов на поверхности воды и до 4,5 узлов под водой. При нахождении под водой судно двигалось за счет электромотора и могло совершать рейды дальностью до 28 миль.

Однако именно с 1906 года, с подписания императором особого указа о создании особого класса кораблей – подводных лодок, и принято вести отсчет их истории. Судостроительная отрасль страны в последующие годы развивалась очень быстрыми темпами. Уже к 1917 году в ВМФ России подводный флот насчитывал 73 подводных судна.

Развитие подводного флота в СССР

Годы революции и гражданской войны заставили всю судостроительную отрасль страны практически остановиться в развитии на долгие годы. Только в 1926 году был принят план, нацеленный на то, чтобы возродить некогда могущественный подводный флот России. Именно с этого времени начинается восстановление старых моделей, а также создание новых. Так, в первую очередь предусматривалось создание подводных лодок типа «Декабрист». Шесть таких лодок было выпущено в ближайшие годы. Они пришли на смену старым «Барсам» и обладали на тот момент характеристиками, нисколько не уступающими показателям иностранных моделей. Так, советские подлодки могли достигать скорости до 14 узлов и обладать дальностью плавания до трех с половиной тысяч миль. Кроме того, они имели шесть торпедных аппаратов и вмещали в себя до 53 человек. Не последним фактором успешного развития кораблестроения в стране явилось и назначение на пост главы конструкторского бюро талантливого инженера Б. М. Малинина.

Стоит отметить, что Советский Союз вел активнейшее сотрудничество в области кораблестроения с Германией. Так, для оснащения подводных лодок типа «Декабрист» из Германии доставлялись дизели. Кроме того, немецкие специалисты оказывали техническую помощь в процессе создания подлодок типа С. Они обладали высокими боевыми характеристиками и активно внедрялись в советский ВМФ. Помимо большого водоизмещения – до 1073 тонн – подлодки класса С могли достигать скорости до 19,5 узла и совершать плавания дальностью до 8200 миль. Также они обладали шестью торпедными установками.

Особым достижением отечественного кораблестроения в это время являлось проектирование и постройка подлодки типа К. Она обладала впечатляющим арсеналом, состоящим из десяти торпедных аппаратов и мощнейшей радиостанцией. Кроме того, на подлодке типа К имелось автоматическое дистанционное управление системой погружения и всплытия. Она могла достигать скорости до 21 узла, а дальность ее плавания поражала даже опытных подводников – до 14 040 миль.

Послевоенное время

Развитие кораблестроительной отрасли в послевоенное время характеризуется большим скачком в техническом оснащении субмарин, значительным улучшением их характеристик. Подводные лодки послевоенного производства обладали значительной скоростью, увеличенной глубиной погружения, большим количеством торпедных аппаратов. Кроме того, увеличился тоннаж подводных судов и длительность автономного плавания.

Однако серьезной проблемой оставалось дизель-электрическое устройство лодок. Иными словами, конструкторам необходимо было соорудить единый двигатель как для надводного плавания, так и для подводного.

Тем не менее в этот период широко начали развиваться океанические подлодки. Они вместе с морскими составляли два вида существующих подводных судов. Советские субмарины способны были оказываться в любой точке Мирового океана и вести там разведывательную деятельность.

Однако все еще не была решена проблема со способностью маневрировать лодкой на больших скоростях, а также с необходимостью частых всплытий для зарядки аккумуляторной батареи и регулирования запасов воздуха. Несмотря на это, в послевоенное время Советский Союз обладал исключительным превосходством над остальными державами, в том числе и над США, в качестве и количестве создаваемых подводных судов. Так, превосходство было достигнуто в таких важных характеристиках, как скорость, глубина погружения, профессионализм и стойкость экипажа.

Со второй половины 50-х гг. в стране начинается новый виток развития подводного судостроения. Теперь главной целью кораблестроительной отрасли являлось создание и развитие океанских ракетно-ядерных подводных лодок. Такие лодки должны были, находясь в любой точке Мирового океана, нанести ракетно-ядерный удар по стратегически важным позициям противника. Они также были оснащены средствами торпедной защиты.

Другим видом подводных лодок являлись многоцелевые судна, которые создавались для того, чтобы производить разведывательную и дозорную деятельность, а также бороться с атомными подводными ракетоносцами, осуществлять уничтожение кораблей противника и транспортных судов.

Создание атомных подводных лодок

Создание атомной подводной лодки в 1958 году открыло новую веху в развитии подводного судостроения. Благодаря атомному судостроению была кардинально решена проблема, касающаяся невозможности подводного судна находиться под водой большое количество времени. Кроме того, атомные разработки позволили субмаринам значительно увеличить скорость собственного хода как над водой, так и под водой.

Замена двигательной силы лодки назревала давно. Подводные суда не имели возможности осуществлять долгие подводные плавания из-за слабой мощности электрических моторов, несмотря на то что их постоянно усовершенствовали. Бензиновые двигатели также были далеко не самыми эффективными в работе. А кроме того, необходимость частых всплытий была вызвана еще и постоянной потребностью в пополнении запасов воздуха.

Первым атомным подводным судном, созданным Советским Союзом в 1958 году, являлся К3 «Ленинский комсомол». Закладка судна была произведена в 1955 году. Оно имело большое количество недоработок. Многие составляющие ее конструкции были изготовлены специально для нее. Так, для нее не использовался стандартный для подлодок корпус, а был спроектирован именно такой, который бы максимально увеличивал ее судоходные характеристики. С учетом этого, а также, безусловно, атомного реактора, лодка на испытаниях достигала скорости в 28 узлов. Причем этот результат был не максимально возможным, так как ресурсы лодки были использованы не на полную мощность. Хватало у нее, как уже было отмечено, и недоработок, и непродуманных особенностей. Так, подлодка не имела якорей, запасных дизель-генераторов и возможности обороняться. А кроме того, у нее были ограничения в маневрировании.

Стоит, однако, отметить, что специально созданные под нее макеты позволили натренировать будущих членов экипажа еще до ее выхода в свет и сделать из них профессионалов, благодаря чему атомная подлодка смогла сразу же после создания выполнять поставленные перед ней задачи. Атомный подводный флот России позволил ей удержать ведущие мировые позиции в составе СССР и отстоять свою независимость в 90-е гг.

Развитие отрасли в 70-90-е гг.

В конце 60-х - начале 70-х гг. стали развиваться подлодки второго поколения. Они отличались высокой скоростью хода, улучшенными боевыми характеристиками. Подводные суда второго поколения были оснащены электрохимической системой вентиляции воздуха взамен устаревшей опасной химической. Также они обладали улучшенным радиоэлектронным вооружением.

В период с 1967 по 1992 год на трех заводах страны было построено 48 атомных подводных лодок. С 1973 по 1982 год СССР было выпущено 18 дизель-электрических подлодок, обладающих резиновым звукопоглощающим покрытием корпуса. Такое нововведение позволило значительно увеличить их скрытность. Кроме того, для большей эффективности на них были установлены современные по меркам того времени дизели.

С начала 80-х годов прошлого века начали проектироваться и развиваться подводные суда третьего поколения. Отличительными и главными их чертами являлись более совершенное вооружение и значительно увеличенный тоннаж судна. Кроме того, велись работы и по повышению скрытности подлодок, и по улучшению их средств обнаружения противника. Скорость таких лодок могла составлять до 35 узлов. Улучшились и условия содержания экипажа. Также подлодки были оснащены спасательными камерами, которые позволяли в случае возникновения ЧП осуществить полную эвакуацию экипажа из лодки, находящейся в подводном состоянии.

Особо стоит отметить подлодки проекта 941 «Акула», которые являлись самыми крупными подводными судами в мире. Производство началось в 1981 году, и к началу 90-х количество их составляло 6 штук. Основой их вооружения являлись 20 крупнейших в своем роде твердотопливных ракет. Кроме того, эти подлодки были оснащены прочнейшим многоуровневым корпусом.

Подлодки четвертого поколения, разрабатываемые еще с конца 70-х гг., в 90-х гг. не получили должного развития из-за развала СССР и финансового кризиса 1998 г. Тем не менее конструкция их обладала значительными преимуществами, которые проявлялись в глубине погружения (до 400 метров) и в малой шумности работы.

Современный подводный флот РФ

Подводный флот России на современном этапе состоит из 76 субмарин разных видов и назначений. В ареал их применения входит уничтожение как подводных целей и кораблей, так и поражение наземных стратегически важных точек противника. Сюда относятся и дизельные субмарины, и атомные многоцелевые подлодки, и ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, и субмарины специального назначения.

Основа, из которой состоит подводный флот России, составляют лодки, построенные еще во времена Советского Союза. Однако следует отметить, что после трудного периода в стране вплоть до начала 2000-х начинает возрождаться атомный подводный флот России.

Ракетные крейсеры стратегического назначения

Значительную часть военной мощи, которую представляет подводный флот России, составляют атомные подлодки проекта 667БДРМ «Дельфин». На вооружении у страны в настоящее время имеется шесть таких судов. Все они относятся к Северному флоту. Также весомую угрозу для противника представляют лодки проекта 667БДР «Кальмар». К сожалению, сейчас на вооружении РФ имеется всего три такие подлодки, самая новая из которых была выпущена на воду в 1982 году. Эти подлодки несут службу в тихоокеанских широтах.

Подводный флот России 2014 года может похвастаться и наличием в своем составе, хоть и частично находящемся в резерве, атомных субмарин проектов 941 и 941УМ «Акула». Так, в составе Северного флота имеется крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской».

Многоцелевые атомные подводные лодки

В состав подводного флота России также относятся высоко боеспособные многоцелевые атомные подводные лодки. Яркими их представителями являются субмарины проекта 971 «Щука-Б». В их задачи входит уничтожение подводных, надводных и наземных целей. Вооружение их состоит из торпед и крылатых ракет. Состоят эти субмарины в составе Северного флота (6 штук) и Тихоокеанского (5 штук).

Значительную мощь многоцелевых АПЛ РФ составляют подлодки проекта 949Ф «Антей». На данный момент они распределены между Северным и Тихоокеанским флотами. Число их достигает 8 штук.

К виду таких лодок относится и трагически затонувшая в 2000 году подлодка К-141 «Курск». Это была самая крупная трагедия подводного флота, которую знает новейшая российская история. Подводный флот России, к счастью, на современном этапе находится в намного более надежном состоянии, чем еще в начале 2000-х. Это позволяет быть уверенным в том, что ошибки и трагедии прошлого не будут повторены.

Северный флот, помимо прочего, обладает подлодками проектов 945 «Барракуда» и 945Ф «Кондор», дополняющими военную мощь, которую составляет военный флот России. 2014 год ознаменовался спуском на воду современной К-560 «Северодвинск». Эта лодка проекта 885 «Ясень» стала новейшим достижением отечественного кораблестроения. Согласно планам руководства страны к 2020 году таких лодок планируется произвести 8 штук.

Неатомные подводные лодки

Крупнейшим по численности видом дизель-электрических подводных лодок являются подлодки проекта 877 «Палтус». Они имеются на вооружении Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов. Существует несколько разновидностей этого проекта. Также планируется пополнить Черноморский флот подлодками проекта 636.3 – Б-261 «Новороссийск» в составе 5 штук.

Ранее существовали и значительные планы на введение в боевой строй лодок проекта 677 «Лада». Однако испытания показали большие недоработки в конструкции подлодки, вследствие чего специалистам пришлось внести значительные изменения.

Другие виды подводных судов

Подводный флот США и России, как известно, являет собой соединение самых мощных подводных кораблей мира. Однако в обеих странах немалое внимание уделяется проектированию и созданию специальной подводной техники. Так, новый подводный флот России обладает спасательными глубоководными аппаратами проекта 1855 «Приз». Известно, что только Северный флот включает в себя до десяти подводных аппаратов разной направленности, куда относятся как спасательная техника, так и исследовательская.

Из наиболее известных подобных аппаратов можно отметить лодку АС-12 «Лошарик», способную погружаться на значительную глубину вплоть до нескольких километров. Так, этот аппарат в 2012 году совершал исследовательские работы в Арктике на глубине 2 километров.

Перспективы развития отрасли

Несмотря на упадок страны в 90-х, сильнейшим образом затронувший подводное судостроение, можно говорить, что с началом 2000-х гг. ситуация постепенно начала меняться. Кроме того, происходит популяризация подводного флота, празднуются памятные даты. Так, в 2006 году исполнилось 100 лет подводному флоту России, в честь чего во многих городах проводились праздничные мероприятия, а в Уфе открыли памятник подводникам. Кроме того, страна ежегодно отмечает день подводного флота России 19 марта. История российского флота популяризируется и становится общедоступной. Профессия подводника манит многих школьников.

Однако развитие отрасли в целом в первую очередь должно основываться на проектировании и создании новейших видов подводных судов. Так, к 2020-му году планируется создать до нескольких десятков новых подводных лодок. Планируется спроектировать обновленный вариант проекта 677 «Лада» с использованием современной энергетической установки. Таким образом будет сделан значительный шаг в развитии неатомного подводного судостроения.

Стоит отметить и то, что наследие Советского Союза в виде старых подлодок постепенно списывается и заменяется на более новые образцы. Так, в музей подводного флота России была переделана подлодка Б-396 проекта ЦКБ МТ «Рубин». Она входила в Северный флот РФ и служила вплоть до 2000 года.