Ту-95МС получат модернизированные двигатели

Корпорация «Ростех» разработала новую модификацию одного из самых мощных в мире турбовинтовых двигателей НК-12 для стратегического бомбардировщика Ту-95МС. Согласно сообщению «Ростеха», модернизированная силовая установка значительно усилила летно-технические характеристики «Крылатого медведя», в том числе дальность полета.

В настоящее время стратегический бомбардировщик с улучшенным двигателем проходит государственные испытания.

По словам директора кластера вооружений корпорации Сергея Абрамова, создание данного двигателя является очередным значимым шагом на пути к переоснащению российской боевой авиации. НК-12МПМ обеспечил новый уровень характеристик знаменитого ракетоносца, который остается самым быстрым в мире турбовинтовым самолетом.

Абрамов отметил, что при создании силовой установки были использованы инновационные решения, которые делают бомбардировщик еще более мощным, быстрым и эффективным. Он подчеркнул также, что уровень российских разработок в области турбовинтовых двигателей по-прежнему недосягаем для зарубежных конструкторов.

НК-12МПМ является модификацией двигателя НК-12МП (15 тыс. лошадиных сил). Он разработан инженерами самарской компании «Кузнецов» (входит в корпорацию «Ростех»). По словам разработчиков, уровень вибрации от обновленной силовой установки уменьшился почти вдвое. В новой силовой установке используются улучшенные винты, уровень вибраций от двигателя уменьшился почти вдвое, заявляют разработчики.
Разработчик и производитель двигателей для Ту-95 всех модификаций ПАО «Кузнецов» (г. Самара) создал новую модификацию своего двигателя – НК-12МПМ. Турбовинтовые двигатели этого семейства на сегодня являются самыми мощными из эксплуатирующихся ТВД во всем мире, а этот вариант получил еще большую мощность. Она будет использована для улучшения взлетных характеристик самолета прежде всего в варианте с внешней подвеской ракет Х-101/102, что даст возможность использовать эти самолеты для применения неядерных крылатых ракет в том числе и в различных локальных конфликтах с относительно небольших аэродромов тактической авиации. Для снятия большей тяги вместе с двигателями НК-12ПМП установлены новые воздушные винты АВ-60Т, разработанные НПП «Аэросила» в городе Ступино Московской области. Кроме сокращения длины и времени разбега самолета с новой силовой установкой ожидается снижение расхода топлива, что даст увеличение дальности полета и продолжительности патрулирования с оружием на борту.

Не менее важно и то обстоятельство, что в начале 2000-х годов наметился дефицит старых двигателей НК-12МП и снижение показателей их надежности. Производство этих двигателей резко сократилось, а по некоторым данным и вовсе было остановлено. В случае успеха программы и эта трудность будет преодолена. Первый самолет Ту-95МС был сдан на Совместные государственные испытания в 929-й Государственный летно-испытательный центр им. Чкалова 19 марта 2018 г. В настоящее время испытания продолжаются именно с целью оценки новой силовой установки, но параллельно идут работы и по другим направлениям совершенствования самолета.

В частности, на парке строевых Ту-95МС появятся новый бортовой комплекс обороны «Метеор НМ2», позволяющий «глушить» радары современных зенитных ракетных комплексов и истребителей ВВС и ВМС НАТО, а также более удобная система отображения информации СОИ-021, работающая с оборудованием, устанавливаемым на самолет в процессе доработки.

Повышаются и ударные возможности этого основного российского стратегического ракетоносца. Установленную на имеющихся сегодня в строю Ту-95МС радиолокационную станцию «Обзор-МС», ориентированную в основном на задачи навигации и самолетовождения, планируется заменить новой «Новелла-НВ1.021». По некоторым данным она унифицирована с оборудованием, входящим в запущенный уже в серию для модернизации морских патрульных самолетов Ил-38 и Ту-142МЗ комплекс «Морской Змей» и может обеспечивать поражение морских целей, в том числе использующих технологии «стелс». Эти возможности нового радара могут служить косвенным подтверждением информации о том, что планы вооружить самолет Ту-95МС еще и противокорабельными ракетами с активной радиолокационной головкой, например, модернизируемыми ныне Х-35У, все же существуют.

И наконец, в дополнение к тактическим крылатым ракетам Х-101 разработана новая Х-50 – она меньше и дешевле при сравнимой точности и эффективности за счет сокращенной дальности полета. Опыт локальных конфликтов свидетельствует, что в них полная дальность полета Х-101 все равно практически никогда не используется. Благодаря меньшим размерам ракету Х-50 можно размещать не только на внешних узлах подвески самолета Ту-95МСМ, но и в отсеке вооружения, благодаря чему он сможет брать уже не 8, а 14 тактических крылатых ракет.

Модернизируемые самолеты Ту-95МС имеют значительный остаток ресурса будут оставаться в строю и после поступления на вооружение нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА – наряду с Ту-160М и М2, Ту-22М3, М3М и М3.01.