Амдерма. Записки Ненецкого БОМЖа

23.01.2018

И так как я уже писал в повествовании о "Лене" идея посетить эти чудные края возникла у меня давно.
Здесь я опишу общие моменты от поездки и ту часть поселка что я посмотрел.

Начну все по порядку:

Когда идея лететь в этом году сформировалась и был проведен примерный расчет затрат настала пора подавать заявки на пропуска в погранзону.
В интернетах все подробно расписано, каждый из способов. Я выбрал лично написать на электронную почту в погрануправления тех субъектов куда хочу попасть в этом году. С Сайта ФСБ скачивается и заполняется от руки заявление, оно сканируется, сканируются страницы паспорта и все это отсылается по электронке на адрес нужного территориального управления. Через 2 неделю позвонил узнать как идут дела, на что мне крайне вежливо ответили что пропуска одобрены и отправлены вот сегодня. Прошла еще неделя и квитанции на заказные письма с уведомлением падают в мой почтовый ящик. Да после получения письма пропуск надо проверить 2 раза, с грамотностью у писавших порой большие проблемы, а этом может испортить нам всю поездку если будут ошибки в написании.

Отправится туда можно 2 способами: Купить тур у одной фирмы, они за бабло организуют все, и пропуска и бронь всех билетов и проживание в гостиницах/палатках, и трансферы на месте. Или лететь дикарем, взяв только билеты. Поскольку охота с рыбалкой мне была там неинтересна, а тратить лишние деньги не хотелось мы (а в последствии остался только я) выбрали бомж тур дикарем. Хотя пропуска были заказаны примерно за 3 месяца встала первая проблема. Билеты исчезают очень быстро. Рейсы в Амдерму совершаются 1 раз в неделю с разных городов, и уже за 3 месяца на "летние" даты (конец июля, август) раскуплены или забронированы. Вторая проблема что если проводить там неделю, один из перелетов будет на вертолете местных авиалиний. Фирма авиаперевозчик продает билеты только на руки, в кассе по месту нахождения (ога, Амдерма или Нарьян-Мар)и на деле это полная лотерея, можно запросто остаться без билета, так как бронь военных + фирма + привилегия местных на покупку билетов. Несколько дней переписки с фирмой не дали результатов. Сначала шел футбол от отдела к отделу, потом там чуть ли не гендиректор должен был принять решение продавать ли нам билет по безналу с отправкой в Москву, но в итоге они так и не ответили. Пришлось привлечь связи в регионах, и вот человек которого я не знаю и которые не знает меня (знакомый знакомого моего знакомого) получает от меня бабло на карточку и покупает последний билет в кассе Нарьян-Мара. (увы, коллега что должен был лететь со мной не мог взять отпуск на эти дни, да и билет был последний) поэтому это определило дальнейшее одиночное путешествие.

В итоге вышло следующие. Помятуя об опоздании в 2013 году, до Архангельска я ехал на поезде, поезд прибывал в Архангельск в 6 утра, а в 9.30 самолет АН-24 убывал в Амдерму, с промежуточной посадкой в Нарьян-Маре. Еще ньанс, интернет и эти края плохо уживаются, инет пиздит. Полностью не сбылся прогноз погоды обещавший неделю дождей, даже 2Гис наврал про автобусы по архангельске до аэропорта, будьте внимательнее! В Амдерме я бомжевал неделю до следующей субботы, после чего оттуда улетал в Нарьян-Мар на вертолете, а оттуда уже на следующий день назад в родные края. Все билеты в итоге вышли в районе 40 тыс. рублей.
Теперь встал вопрос подготовки снаряжения: Помятую о том что там все дорого и ничего нет надо было все тащить с собой. был взят запас сублиматов Гала-Гала как наиболее приятных на вкус. всего 64 пакетика, с средним потреблением 8 шт на 8 дней (2 завтрак (каши), 4 обед (супы и второе), 2 ужин (пюре), 8 день брался прозапас. в качестве питья брались сухие кисели, чай (гринфилд, в индивидуальном фольгинированном пакетеке, чтобы не промоек если что), кофе. По тем или иным причинам часть сублиматов вернулась назад. Хоть они и вкусные жрать их неделю невыносимо. Сахар, сгущенка, конфеты, газ брался на месте, вода добывалась из местных водоемов.
Палатка там вещь довольно бесполезная, есть уйма мест где можно ночевать без нее. Почти все брошки подходят на комфортного и безопасного ночлега.
Бралось 2 горелки под все виды топлив и баллонов (основная мультитопливная + китайское Г под дихлофосник), 2 телефона (скорее для того чтобы не потерять ход времени, там полярный день и сразница смены дня и ночи заметна, но слабо), 2 повербанка на 10 Ач для подзарядки мобил. Фотик, фонари, запас аккумов и флешек, стандартный набор вобщем.

Суббота
Долго ли, коротко ли, но вот наш самолет касается полосы аэродрома Амдерма. Никто не выходит. В салон поднимаются пограничники и проверяют пропуска, узнают цель визита. Меня как "дикаря" просят подождать в аэропорту и не уходить. Там спрашивают на долго ли я, как далеко собираюсь отходить от поселка, я говорю не более 10-15 км, у меня спрашивают номер телефона на всякий случай и желают счастливого пути. Всех прибывших встречают машины, вездеходы, вахтовозки. Один я взвалив рюкзак на плечи бодро топаю в сторону поселка по бетонке проложенной по песчаной косе отделяющей лагуну от океана и соединяющий аэродром с поселком кратчайшим путем.

Первое что бросается в глаза и чего больше всего в Заполярье и в Арктике - это бочки. Бочки, цистерны, баки, маленькие и большие, от десятков литров до сотен тонн. Их здесь многие тысячи если не миллионы по всему побережье от Мурманска до Чукотки.

Идти до поселка где-то 2.5-3 км, на въезде в поселок мост с грозной надписью и руины порта.

Вобще весь поселок почти одни руины и брошка, порой понять действует здание или нет очень сложно. Для себя я решаю что осматривать буду только то что явно открыто, так как у некоторых зданий где даже выбиты стекла висят свежие замки или запоры.


Миную портовую зону, здесь огромная свалка металолома, по слухам где-то здесь лежат остовы Английских танков времен 1 мировой (но об этом я узнал когда уже вернулся домой, что они там делают и как попали туда мне неведомо)

Иду по наиболее наезженной улице поселка, впереди некое подобие площади. Центр цивилизации. Здесь здания поселковой администрации, филиал энергосетей, 4 магазина (говорят что есть еще) почта, сбербанк. Магазины типичное сельпо с ценами аэропорта. примерный ценник что запомнилось
- 1л колы - 250р
- 1.5 кваса - 200р
- 0.5 коньяка "Старый Кенигсберг" - 1100р (в мск 500-700р)
- самая дешевая водка - 450р
- копченые колбаски "пивчики" 100гр - 190р (в мск 120р)
- 500гр рафинада - 70р
- баллон газовый 450гр винтовой - 550р (в мск 350-400р)
Обойти лучше все магазины, ассортимент сильно отличается, где-то есть алкоголь, где-то газовые баллоны итп
Почта работает 1 день в неделю (вторник) с 9 до 13 и в субботу очень неохотно когда принимают-отправляют корреспонденцию с бортами. В сбербанк не заходил.


Докупив сахар, конфет, сгущенки я немного поболтав с продавщицами решаю во что бы то ни стало дойти до "Лены". Немного блужданий и я на верном пути. Идти еще 3-4 км. Да надо сказать что хочется фотографировать там все! Прхожу мимо "поселка" метеорологов, здесь была крупная мтетеослужба, запускавшая высотные зонды для изучения погоды, сейчас все уже сгнило и рухнуло.

Да, так как поселок находится в зоне вечной мерзлоты все здания ставятся на свайные поля, будь то пятиэтажка, радар или деревянная изба. если где то допущен просчет все начинает рушится.

Миную брошенные позиции ПВО, "бункер", шарики и здания выносного поста "Лены" и недострой нового КП.

Еще немного, еще чуть чуть, и вот оно. Сваливаю с себя рюкзак и просто отдыхаю. Начинаю подыскивать место для ночлега. Ставить палатку на крыше конечно круто, но опасно - ветер срывает фрагменты антенны, и получить по башке куском трубы пролетевшим 30 метров мне неохота. Значит надо ставиться внутри. Там грязно и душно. В итоге нахожу коридор выходящий на один из балконов. Там относительно чисто, свежий воздух, нет осыпавшейся побелки. Отличный вид на Карское море, но главное туда относительно сложно попасть. Двери ведущие в зал передатчика я подпер дверью от зала вентиляции. получилось весьма надежно. На лестницах я положил куски металла чтобы тихо нельзя было пройти.

Сам устроился прямо в коридоре, притащив пару ящиков для сидушки и стола. Осталась главная проблема: вода, да в тундре тоже бывает засуха. Лужи и озера что мне попадались по пути вызывали большие опасения в качестве воды. Осмотрев окрестности с крыши я нашел более менее себе озерцо и прогулялся до него. В воде кишила жизнь, всякое там плавало и ползало. но пить хотелось. Поэтому из обрезка бутылки куска бинта и ваты был сделан механический фильтр от живности, а далее вся вода кипятилась.

Поужинав отправился осматривать и фоткать "Лену", это заняло часа 4. поняв что уже рубит и туплю решил все же отоспаться. Заварил чай, разложился и провалился в сон под завывания ветра в антенной решетке. Время на часах показывало 2 ночи...

Меня разбудило нечто, я открыл глаза и не мог понять где я и что происходит. Да таже "Лена" те же завывания, те же крики встревоженных птиц, но добавились крики и музыка. "уже утро?" первая мысль, смотрю на часы 2.30 ночи.. наверное часы слетели. включаю запасной телефон: 2.32..
Да я в "Лене" и явно не один. С крыши в тундру орали люди, у входа бацала музяка, в здании тоже кто то был. Сон сняло как рукой, хорошо что перед тем как лечь спать с собрал почти все вещи. Свернув коврик и спальник я сныкал все все за большими улитками-вентиляторами, сам тоже отошел в темноту. Вскоре по двери из зала передатчиков последовал мощный удар в дверь - подпорка даже не дрогнула, затем второй. Я думал что сейчас пальнут и на всякий случай отошел в глубь вентиляторной. Но нет, послышался мат перемат, мол ну нах пошли там нет ничего. Вскоре люди ушли, сели в джип и сделав круг почета вокруг радара поехали дальше по дороге в сторону следующей лагуны. Я проводил их взглядом из темноты помещения, а когда они скрылись за холмом развернул свое спальное место по новой. Больше той ночью меня никто не беспокоил.

Воскресенье
Утром выспавшись и поев я отправился фотографировать и осматривать РЛС на свежую голову. Закончив осмотр и демонтажные работы перекусив и восполнив запас воды с живностью я переместился к выносному посту "Лены" совмещенному с шариками и другими постройками.
По пути дорога пролегала через большое стадо олений (ну прям как коровы у нас), они недовольно фыркали, но уступали дорогу.

Выносной пост представляет собой отдельно стоящее 2 этажное здание выполненное также на свайном поле. в одном конце которого размещается зал с парой раскуроченных дизелей, а над ним зал с обзорными экранами РЛС. Часть аппаратуры полностью дублирует центральный пост "Лены", расположенные же с боку дополнительные экраны вероятно отвечали за высотомеры ("Лена" двухкоординатная РЛС, которая определяет только азимут и дальность, но не высоту объекта)

Общее впечатление было такое что этот пост и шары толком никогда не действовали, хотя вся аппаратура стояла на месте. Не знаю может он на консервации был, но нет ощущения того что там что-то работало длительное время или сидели люди.

Осмотрев частично объект я устроился на ночлег также на балкончике пожарного выхода, который изначально планировался видимо под переход в недостроенный КП ПВО, но сейчас это была комнатушка с балконом и куском лестницы, закрываемая от основного здания поста. закрыв дверь я перекусил и лег спать.

Понедельник
Утром проснувшись я отправился осматривать территорию уже при ярком свете. Шары все были пустые,и чем-то напоминали севшие корабли тарелки инопланетной цивилизации с откинутой аппарелью. Кругом все было усеяно обломками аппаратуры, экранами РЛС, контурами мощных передатчиков, остатками антенн и радиоламп. Погода была хорошая, поэтому обед я устроил на плитах формирующих 1 этаж недостроенного КП. Там же был организован и послеобеденный сон.

Потом собравшись я побрел в сторону городка с бункером. Там я довольно долго искал место для ночевки, начинало смеркаться. Но ни одно из зданий мне не нравилось. Либо вызывало опасения насчет его прочности. В итоге после пары часов блужданий и сомнений я увидел неказистый бетонный дом -сарай на сваях - бывший арсенал части. Это было самое офигенное здание в городке по уровню комфорта. В нем я и решил провести оставшиеся дни делая радиальные выходы на легке. Здание являло собой бетонную коробку примерно 3х5 м и ок 2.5 м в высоту. внутри было на удивление сухо и относительно чисто (всякие гильзы и пулеметные ленты не в счет. в коробке имелось как бы 3 отдельных комнаты-зоны, но главное это полноценная крепкая дверь которая запиралась изнутри и снаружи. Из минусов было разве что всего одно окошко-амбразура с решеткой (было бы окон 3 или 4 я бы туда съехал сцуко жить).

Выкинув нафиг все цинки и ленты на улицу из казармы была принесена лавка для сидения, она просто идеально вписалась в габариты комнаты с окном, также был принесен большой ящик из которого был собран более менее полноценный высокий стол. были бы у меня гвозди или саморезы можно было бы обустроить вобще все здание в шикарный сквот, но увы( в принципе в здании можно комфортно находится и ночевать 2-4 людям. Там я и заночевал

Вторник.
Утро встретило меня дождем. Хотелось спать. Посетила мысль сходить до поселка на почту, и в магаз, но я решил таки забить и остался гнить в своем жилище, делая редкие вылазки внутри поселка для осмотра зданий. Рядом с городком расположилось довольно крупное и чистое озеро. проблема воды была решена. Бункер на территории построен не то что паршиво, а вобще никак, то есть это куча хлама смешанного с цементом и железом. Как там сидела и работала смена, и что он мог выдержать я не представляю. Вся территория городка также усеяна кусками аппаратуры и антеннами. Ходил с красными ашансумками собирать грибы и не только)

Среда
Запас аккумов в фотике кончался катастрофически быстро. Нужно было решение. Я решил часть дня потратить на поход в поселок, погулять по поселку, заодно попробовать договориться о подзарядки АКБ. Купив в магазе немного еды продавщица согласилась поставить пои девайся на подзарядку, а сам я пошел гулять по поселку. Людей в поселке не много. Если верить википедии то сейчас там должно проживать ок 500-600 человек. Незнаю где они все, но я видел суммарно может человек 60. Летом многие из жителей уезжают на юг и на "большую замлю" отдыхать и к родственникам. Встреченные мною люди были дружелюбны но настороженны. ("А чего это вы к нам приехали?", "Шпийон наверное!", итп) Увы но я осмотрел только часть Амдермы, хоть поселок и небольшой но времени на осмотр всего нужно очень много. Насколько мог я детально осмотрел метеостанцию и часть зданий. Сейчас в городке Китайцы строят 4 огромных ветрогенератора, один уже крутится, 2 стоят, и один еще на земле собирают (огромные это метров по 50 в высоту). Потом я забрал гаджеты и вернулся в свою нору. Время шло, оставался еще один объект который я хотел глянуть перед отлетом, но до него было коло 15 км, причем дороги туда не было, только направление в тундре вдоль старой линии ЛЭП. Я решил отложить поход на четверг, возможно захватив часть пятницы.

Четверг
Утро четверга встретило дождем. Я прожадл где-то до часа дня, вроде тучи стали расходится, и я взяв запас воды, несколько сублиматов, горелку, газ и фототехнику отправился в путь. Миновав поселок я пошел в сторону аэропорта, а оттуда свернув на насыпную дамбу в сторону огромной нефтебазы (тоже заброшенной как оказалось) я рассчитывал что выйду в район антенн "Севера" часов в 17-18, но увы, идти оказалось чуть больше чем я ожидал, да и я шел наслаждаясь техногенным и природным пейзажем.

Осмотрев часть нефтебазы я уже колебался "идти или нет", но в итоге шило в заднице победило и я ступил на болотистую тундру. По пути мне попалось гнездо полярной лисы и лисята которые совсем не боялись человека, а также красивейший каньон пробитый рекой в тундре, но его мне пришлось оставить без внимания, хотя вкусной талой воды в реке я набрал.

В итоге уставший и промочивший ноги в начале десятого вечера я вышел в расположение антенн полоски. Темнело, холодало. было 2 варианта, фоткать в сумерках антенны и валить ночью назад по холоду и туману, или ночевать где то здесь и днем идти по нормальной погоде. Я выбрал второе, еще раз пожалел что не взял ссобой спальник. Побродив по территории я решил заночевать в техздании радиоцентра. Туда вело всего 2 двери. одну я запер на засов, второй не было, но к ней не было и лестницы. Из 2 сломанных книжных шкафов и столешницы я соорудил себе шикарную кровать, а из ящика от ЗИПа и стула наклонное изголовье. дрова на объекте были, но все пропиталось влагой и гореть не особо хотело. Сильно спасла горелка, наложив бумагу и дрова в корпус от какого-то радиоприбора я подставил горелку снизу и минут через 5 бодрый огонь начал поглощать листы документации и древесину. Кожух с костром я поставил на упавшую аппаратную стойку, стойка быстро нагрелась и на ней можно было сушить обувь и носки, а также греть ноги не боясь обжечься или сжечь одежду. Разогрев на горелке сублиматы и чай и досушив обувь с носками я перенес костер поближе к лежанке и устроился спать.

Пятница.
В 6 утра уже во всю светило солнце, туман и холод ушли. Затушив костер и позавтракав я пофоткал антенны "севера" при дневном свете, лезть на верх я не рискнул - уж больно гнилым и ненадежным там все выглядело.

В 7 утра я двинулся в сторону дома. Назад я решил идти другим путем, когда я шел туда я видел некий радиоцентр и еще некую территорию, мне хотелось их осмотреть. Я взял направление на здания радиоцентра и зашагал по болоту уже забив на сухость ног. Радиоцентр оказался давно брошенными руинами, где кроме пары кадров небыло ничего достойного внимания. Потом я решил пойти непривычным маршрутом по одному из каньонов реки, там была встреча со странным орлом (вторым за поход) который даже не думал улетать, но переходил в позу угрозы. Вторая часть была неким филиалом нефтебазы с остатками какого-то оборудования, вероятно для работы с ГСМ. До городка было уже не много, по пути я встретил "артефакт" уроненную в тундру с постамента 100 метровую мачту - антенну. Что это было раньше мне неведомо, но вероятно она мешала пролету вертушек и ее "уронили"
Ближе. Ближе к вечеру я доплелся до дома. все в сохранности. Поел, начал собирать вещи. Завтра утром мне предстоял переход до аэропорта и убытие из этого края в сторону "большой земли"

Суббота
Я почти не спал, разные мысли не давали уснуть + очень боялся отрубиться и проспать пропустив будильники. встал часов в 7, в 8 я закрыв за собою дверь и наведя порядок в своем домике я попрощался со своим жилищем и отправился в путь в сторону аэропорта. Погода была мерзкой, сильный ветер реально сдувал. Идя обратно по косе к аэропорту поднялась песчаная буря, колючие песчинки били в лицо (да там есть выходы песка). В начале десятого утра я вошел в здание аэропорта, прошел формальный досмотр, и заплатив за перегруз стал ждать вертушки. На улице шел дождь. Где то около часа прибыл вертолет который совершив одну остановку в тундре и высадив одну группу туристов и забрав другую направился на большую землю в Нарьян-Мар