25 531 subscriber

Доллар дешевеет, а машины продолжают дорожать. Разбираемся, почему так

7,9k full reads
9,3k story viewsUnique page visitors
7,9k read the story to the endThat's 85% of the total page views
2 minutes — average reading time

Как-то нелогично получается: раз стоимость автомобилей привязана к валюте, а сейчас эта самая валюта дешевеет по отношению к рублю, значит, и машины должны дешеветь. Однако этого почему-то не происходит.

Впервые с лета прошлого года доллар упал ниже отметки в 70 рублей, но на стоимости автомобилей это никак не сказалось: как цены продолжали расти, так и растут сейчас. Почему так, ведь за валюту покупаются либо автомобили целиком либо комплектующие для их производства за границей? Есть мнение, что автомобили в России еще год назад стоили намного дешевле, чем аналогичные модели в Европе и США, а сейчас цены просто подрастут до уровня европейских...

Касается это моделей, продающихся не только у нас в стране, но и за рубежом
Касается это моделей, продающихся не только у нас в стране, но и за рубежом

С одной стороны, это довольно странно, ведь сравнение цен у нас и в Европе нужно начать со сравнения уровня доходов населения. Двадцать тысяч евро за автомобиль при зарплате в 2 тысячи евро в месяц – это вполне разумная сумма, но аналогичная покупка при зарплате в 500 евро в месяц без кредита уже не выглядит возможной.

И все же автомобиль, произведенный в Европе, в России не может стоить дешевле, чем в этой самой Европе. Все, что везут к нам из-за кордона, облагается еще дополнительной пошлиной, так что по логике вещей стоить эти машины у нас должны дороже. Самый массовый автомобиль в Германии Фольксваген Гольф у нас продается в час по чайной ложке, поэтому стоит ли удивляться, что там его можно купить за 25 тысяч евро, а у нас он продается от тридцати. Благо, на предназначенные исключительно для российского рынка модели это не влияет: при покупке Поло имеет значение лишь закупочная цена запчастей, покупаемых за границей.

Цены на вторичке в Европе
Цены на вторичке в Европе

Добавим к этому продолжающийся кризис полупроводников и ушлых автопроизводителей, которые поняли, что "придерживать" выпуск автомобилей и на давать рынку насыщаться машинами просто выгодно. Мерседес и БМВ уже заявляли о том, что после окончания нехватки чипов они продолжат производить автомобилей меньше, чем будет требовать от них рынок. Легкий ажиотаж подстегивает покупательскую способность: люди будут готовы переплачивать, только чтобы не становиться в очередь на покупку авто.

То есть зарабатывать концерны будут столько же, но при этом машин будет продаваться меньше. Меньше машин продается, значит меньше нужно их произвести, а это сокращение расходов на металл, чипы, зарплату сотрудникам и прочее. Выгода налицо: тратишь меньше, а получаешь при этом столько же — отработанная годами схема!

Если денег на покупку нового авто нет, придется ремонтировать старое
Если денег на покупку нового авто нет, придется ремонтировать старое

Поэтому машины и не спешат падать в цене вслед за падением курса доллара. Бочка нефти на биржах сейчас торгуется по хорошей цене — вот и вся причина падения доллара и укрепления рубля. Наверняка экономисты дадут более всестороннее объяснение этого процесса, но в целом фактора нефти достаточно: всегда когда растет нефть, укрепляется рубль.

На стоимость машин в ближайшей перспективе это вряд ли скажется. Если бы доллар подержался на отметке меньше семидесяти рублей хотя бы полгода-год, тогда можно было бы говорить об остановке роста цен. Пока же рассчитывать не то что на возвращение к февральскому уровню, но даже просто на остановку роста цен, к сожалению, не приходится.

Есть еще какие-то объяснения тому, что цены на авто растут при падении доллара?