22 207 subscribers

Доллар дешевеет, а машины продолжают дорожать. Разбираемся, почему так

7,9k full reads
9,3k story viewsUnique page visitors
7,9k read the story to the endThat's 85% of the total page views
2 minutes — average reading time

Как-то нелогично получается: раз стоимость автомобилей привязана к валюте, а сейчас эта самая валюта дешевеет по отношению к рублю, значит, и машины должны дешеветь. Однако этого почему-то не происходит.

Впервые с лета прошлого года доллар упал ниже отметки в 70 рублей, но на стоимости автомобилей это никак не сказалось: как цены продолжали расти, так и растут сейчас. Почему так, ведь за валюту покупаются либо автомобили целиком либо комплектующие для их производства за границей? Есть мнение, что автомобили в России еще год назад стоили намного дешевле, чем аналогичные модели в Европе и США, а сейчас цены просто подрастут до уровня европейских...

Касается это моделей, продающихся не только у нас в стране, но и за рубежом
Касается это моделей, продающихся не только у нас в стране, но и за рубежом
Касается это моделей, продающихся не только у нас в стране, но и за рубежом

С одной стороны, это довольно странно, ведь сравнение цен у нас и в Европе нужно начать со сравнения уровня доходов населения. Двадцать тысяч евро за автомобиль при зарплате в 2 тысячи евро в месяц – это вполне разумная сумма, но аналогичная покупка при зарплате в 500 евро в месяц без кредита уже не выглядит возможной.

И все же автомобиль, произведенный в Европе, в России не может стоить дешевле, чем в этой самой Европе. Все, что везут к нам из-за кордона, облагается еще дополнительной пошлиной, так что по логике вещей стоить эти машины у нас должны дороже. Самый массовый автомобиль в Германии Фольксваген Гольф у нас продается в час по чайной ложке, поэтому стоит ли удивляться, что там его можно купить за 25 тысяч евро, а у нас он продается от тридцати. Благо, на предназначенные исключительно для российского рынка модели это не влияет: при покупке Поло имеет значение лишь закупочная цена запчастей, покупаемых за границей.

Цены на вторичке в Европе
Цены на вторичке в Европе
Цены на вторичке в Европе

Добавим к этому продолжающийся кризис полупроводников и ушлых автопроизводителей, которые поняли, что "придерживать" выпуск автомобилей и на давать рынку насыщаться машинами просто выгодно. Мерседес и БМВ уже заявляли о том, что после окончания нехватки чипов они продолжат производить автомобилей меньше, чем будет требовать от них рынок. Легкий ажиотаж подстегивает покупательскую способность: люди будут готовы переплачивать, только чтобы не становиться в очередь на покупку авто.

То есть зарабатывать концерны будут столько же, но при этом машин будет продаваться меньше. Меньше машин продается, значит меньше нужно их произвести, а это сокращение расходов на металл, чипы, зарплату сотрудникам и прочее. Выгода налицо: тратишь меньше, а получаешь при этом столько же — отработанная годами схема!

Если денег на покупку нового авто нет, придется ремонтировать старое
Если денег на покупку нового авто нет, придется ремонтировать старое
Если денег на покупку нового авто нет, придется ремонтировать старое

Поэтому машины и не спешат падать в цене вслед за падением курса доллара. Бочка нефти на биржах сейчас торгуется по хорошей цене — вот и вся причина падения доллара и укрепления рубля. Наверняка экономисты дадут более всестороннее объяснение этого процесса, но в целом фактора нефти достаточно: всегда когда растет нефть, укрепляется рубль.

На стоимость машин в ближайшей перспективе это вряд ли скажется. Если бы доллар подержался на отметке меньше семидесяти рублей хотя бы полгода-год, тогда можно было бы говорить об остановке роста цен. Пока же рассчитывать не то что на возвращение к февральскому уровню, но даже просто на остановку роста цен, к сожалению, не приходится.

Есть еще какие-то объяснения тому, что цены на авто растут при падении доллара?