Два художника – один медведь

2 November 2020
<100 full reads
2 min.
120 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 51% of the total page views
2 minutes — average reading time

Парфюмерный король

В 1908 году Александр Брокар заказал Казимиру Малевичу чертёж упаковки одеколона «Северный». Документальным подтверждением этой истории служит обнаруженная в начале 2000-х годов искусствоведом Александрой Шатских подпись Малевича на дореволюционной рекламе «Северного». В то время художник остро нуждался в деньгах — тогда он ещё не был известным автором супрематических композиций.

После того как Малевич разработал эскиз флакона, рисунки были переданы талантливому художнику Адели Яковлевне Якобсон (1876–1942).

А.Я. Якобсон. Около 1900 г. Фото из архива музея стекла и хрусталя в г. Никольске
А.Я. Якобсон. Около 1900 г. Фото из архива музея стекла и хрусталя в г. Никольске
А.Я. Якобсон. Около 1900 г. Фото из архива музея стекла и хрусталя в г. Никольске

Основы стекольной технологии Якобсон изучала на заводах Германии, Франции, Австрии и систематически трудилась на Никольско-Пестровском стекольном заводе князя А.Д. Оболенского, который в советское время назывался заводом «Красный Гигант». Якобсон была исполнителем проекта, она отвечала за разработку технологии изготовления флаконов. Первый флакон одеколона «Северный» был изготовлен в 1910 году, ровно 110 лет назад.

Флакон одеколона «Северный» 1920-х гг.
Флакон одеколона «Северный» 1920-х гг.
Флакон одеколона «Северный» 1920-х гг.

По мнению куратора выставки, доктора искусствоведения Александры Шатских, эскиз флакона не был подписан Малевичем по традиции того времени, потому как это был чисто технический документ. Технологию изготовления его полностью разработала Адель Якобсон, именно ее имя и сохранилось в архивах фабрики.

Надо сказать, «Северный» был задуман как вещь, созвучная своему времени. Весь конец XIX века прошел под знаком огромного интереса к освоению северных просторов, и русская публика, затаив дыхание, следила за экспедициями на север. В начале XX века о покорении Северного плюса уже заявили американцы Фредерик Кук и Роберт Пири. В это же время готовился к своей экспедиции к Северному полюсу русский исследователь Георгий Седов.

Альбом экспедиции Г.Я. Седова (1912–1914 гг.). С сайта wdl.org

Флакон, выполненный из бесцветного прозрачного стекла, высотой 19,5 сантиметров, выглядел как сверкающая глыба айсберга, крышку-верхушку которого венчала фигурка белого медведя. Медведь на крышке – это хоть и маленькая, но всё-таки скульптура: на мордочке четко видны глаза, уши и нос; лапы и хвост детализированы, а шерсть имеет фактуру завитков, как будто свалялась клочьями. Медведь поднял голову и как будто топчется на месте, раздумывая, делать шаг вперед или нет. Вся скульптурная группа – айсберг + медведь – выглядит как произведение искусства.

Реклама одеколона «Северный». 1910-е гг.
Реклама одеколона «Северный». 1910-е гг.
Реклама одеколона «Северный». 1910-е гг.

Граница между крышкой и флаконом была задумана как ватерлиния, поэтому стекло флакона и крышки немного отличались: крышка матовая, а флакон украшен тонкими линиями «кракле», которые блестят и играют на солнце почти как трещинки в толще льда, погруженного в воду. Горлышко флакона закрывалось притертой стеклянной пробкой с дисковидным плоским навершием. Такой флакон не мог быть дешёвым. Сложная конфигурация сосуда, наличие притертой пробки, фигурная крышка, увеличивающая расход стекла, а также декоративные трещинки «кракле», которые являлись одной из трудоёмких ручных техник декора – всё это увеличивало себестоимость изделия. Кракле (от фр. cragulle) – это вид стекла с сеткой тончайших трещинок на поверхности, напоминающая ледяную. Техника заключалась в том, что выдутые в форму ещё горячие флаконы погружали во влажные опилки, и поверхность стекла в результате этих манипуляций покрывалась сеточкой мельчайших трещин.

Кракелюры на стекле
Кракелюры на стекле
Кракелюры на стекле

Якобсон продолжала работать художником стекольного производства до 1921 года, затем трудилась в лаборатории Государственного института стекла в Москве. Многие спроектированные ею работы представлены в отечественных музеях. Именно благодаря таланту и вкусу этого художника в советское время флакон одеколона «Северный» сохранял свой высокохудожественный облик.

А. Чуканова. Хранитель коллекции стекла ГВСМЗ

Белый, стеклянный, советский…

Источники:

Российская государственная библиотека. Золотой юбилей парфюмерного производства Товарищества Брокар и К° в Москве. 1864–1914. М. 1915.

АРТГИД. Александра Шатских. Флакон Малевича. Упаковка мечты. https://artguide.com/posts/1382.

В.В. Кожаринов. Русская Парфюмерия. М. 1998.

http://www.43info.com/kazimir_malevich_bottle_cologne_severny/

Интернет - аукцион «Мешок». https://meshok.net/?search=%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD+%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD+%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9

До 10 января 2021 года на выставке «Хрусталь бесценный и старинный» в Музее хрусталя имени Мальцовых можно увидеть великолепное художественное стекло с конца XIX века до 1917 года – период наивысшего подъема технико-технологического потенциала Гусевского хрустального завода.

Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!

Будьте в курсе наших событий! Заходите и присоединяйтесь по ссылке к нашему телеграм-каналу: ВСМЗ