Пиксель-арт для чайников

10 May

Пиксель-арт - термин, применяемый к растровым изображениям, либо ряду изображений собранных в анимацию, нарисованными с помощью специальной техники, применяемой на заре видеоигрового мира 80-90-ых годов. Техника эта заключается в ручном вырисовывании каждого пикселя изображения, поскольку системы тех лет не могли себе позволить выдавать более детализированную картинку, не сказываясь при этом на производительности. Позднее, такой вид графического представления растрового изображения стал использоваться и вне игр - в такой манере, например, изображены были иконки программ и их функциональные кнопки.

Знаменитая кнопка "Save", историю происхождения значка которой нынче рассказывают как какую-то байку.
Знаменитая кнопка "Save", историю происхождения значка которой нынче рассказывают как какую-то байку.

Как понятно из названия, главным инструментом, с которым работает художник пиксель-арта - пиксель, плоская фигура, заполняемая необходимым цветом. Соотношение цветов пикселей между собой и формирует изображение, которое человеческий глаз может воспринять. Это роднит пиксель-арт с такими более древними проявлениями искусства как вышивание крестиком, бисером и мозаикой.

Автор: Павел Шилов
Автор: Павел Шилов

Правила

Как и у любых художников, у пиксель-артеров есть свой "свод правил". Работы, выполненные без соблюдения этих правил не считаются полноценным пиксель-артом и имеют право называться просто "артом".

  • Рисунок должен быть выполнен только с ручным раскрашиванием каждого пикселя. Из вспомогательных инструментов графических редакторов возможно использование только "Линию" и "Заливку".
  • Использование других инструментов, работающих не с пикселями, и вспомогательных фильтров графических редакторов, как правило, запрещено.
  • В конкурсах пиксель-арта очень часто используется заданное количество цветов, соответствующее степеням двойки: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Связано это с данью уважения консолям прошлых поколений, небольшое количество цветов в графике которых обуславливалось экономией памяти и производительности.
  • "Сглаживание" тонов и полутонов выполняется в преимущественно вручную. Так, как это делали художники игр прошлого.
Автор: Yuuta Toyoi
Автор: Yuuta Toyoi

Виды

Пиксель-арт условно делится, как школьная программа геометрии, на планиметрию и стереометрию. Плоскую и трёхмерную пиксельную графику соответственно.

С плоской всё понятно, оба примера выше - виды плоской пиксельной графики, где горизонт является осью X, а ось Y вертикальна. Трёхмерная же делиться по видам проекций на изометрическую, диметрическую и перспективную.

Изометрическая проекция - ось X располагается под углом 30° от горизонтали изображения, а ось Y под углом -30° от той же горизонтали. Ось Z направлена строго вверх. Чаще всего, такой рисунок используется для изображения обширных пространств с видом "чуть сверху". Активно использовалось в ролевых играх раньше и по сей день.

Автор: Jogaq
Автор: Jogaq

Работа в диметрической и перспективной проекциях не так популярна среди художников, как в изометрической. Связано это в первую очередь с играми прошлого, которые эти проекцим в своей графике практически не использовали, поскольку выглядело это "не очень". В наше же время, художник может себе позволить любое разрешение для своей работы, если картина того требует. В играх практически не используется, но пейзажи в таком виде получаются просто волшебными.

Автор: waneella
Автор: waneella

Зачем?

Много людей, даже среди моих знакомых, не понимают зачем в 21 веке вообще нужен столь архаичный метод рисования, когда можно клепать игры с реалистичной 3D графикой по типу симуляторов сидения у подъезда или пряток с соседом. Зачем-то человек до сих пор крестиком вышивает. Зачем-то сочиняет чиптюн музыку. Зачем-то рисует на холстах маслом. Зачем-то записывает и слушает музыку на виниловых пластинках.

Ностальгия по прошлому? Любой, кто считает что детки играют в инди-игры с пиксельной графикой потому, что якобы ностальгируют по прошлому которого у них не было - явно недальновидный.

Экономия на графике? Практически любой художник, который сможет качественно нарисовать вам 2D изображение обойдётся в разы дороже, чем скульптор 3D-моделей, поскольку время, затрачиваемое на одну и ту же работу у них очень сильно разнится. Хороший художник пиксель-арта, создающий анимацию для игр будет стоить ещё дороже, поскольку всю работу выполняет вручную.

Пиксель-арт уже лет 20, как стал полноценным методом художественного ремесла. Дело не в ностальгии или денежном вопросе. Дело в эстетике, человеческом вкусе и чувстве прекрасного. Пиксель-арт давно вышел за пределы игровой индустрии и стал самостоятельным способом художественного выражения. Это настоящее искусство - способность донести до человека идею, используя лишь сетку квадратов, окрашенных в разные цвета. Лично я считаю, что пиксель-арт слишком недооценён, как течение изобразительного искусства. Что особенно обидно, учитывая сколько талантливых художников этого направления в одной только России.

Автор: Дмитрий Каримов
Автор: Дмитрий Каримов
Автор: Александр Веткин
Автор: Дмитрий Каримов
Автор: Леонид Колодкин
Автор: Дмитрий Каримов
Автор: Александра Кочнева
Автор: Дмитрий Каримов
Автор: Захар Сотников
Автор: Дмитрий Каримов

Удобные ссылочки на всех авторов в тексте:

  • Павел Шилов (Twitter, VK)
  • Yuuta Toyoi (Twitter, tumblr)
  • 조각 / Jooqag1999 (Twitter)
  • waneella (Twitter, VK, Instagram, tumblr)
  • Дмитрий "Deceiver" Каримов (Twitter, VK)
  • Александр "Finlal" Веткин (VK)
  • Леонид "картонная коробка" Колодкин (VK)
  • Александра "aliquid" Кочнева (Twitter, VK)
  • Захар "TWO-FACED" Сотников (VK)
Спасибо за прочтение! Если вдруг на пиксель арт появится спрос, попробую ещё что-то осветить в этой тематике. Поговорить есть о чём. А теперь бегом смотреть работы ребят выше, если понравилось что эти гении вытворяют! Счастливо оставаться дома!