Высотные здания могут повлиять на принятие человеком решений

15.05.2018

Люди, принимая решения, полагаются на финансовых менеджеров, врачей и адвокатов, но результаты нового исследования предполагают, что неожиданным фактором влияющим на этот выбор могут быть многоэтажные здания.

В серии экспериментов исследователи обнаружили, что люди находящиеся на больших высотах в офисном здании более охотно идут на финансовые риски. Результаты исследования доступны в Интернете в Журнале “Потребительская психология”.

«Когда вы увеличиваете высоту, есть подсознательный эффект вызывающий чувство силы», – говорит ведущий автор исследования Сина Эстеки, доктор философии, доцент кафедры маркетинга в бизнес-школе Университета Майами. «Это усиленное чувство силы приводит к более рискованному поведению».

В ходе экспериментального исследования учёные проанализировали данные из более чем 3000 хедж-фондов по всему миру, на долю которых приходится более 500 миллиардов долларов. Они соотносили уровень волатильности фонда с этажом на котором находится офис фирмы – от первого до 96-го этажа. Исследователи обнаружили небольшую, но значительную корреляцию между увеличением номера этажа и изменчивостью фонда.

Команда Эстеки также проводила эксперименты, в которых участникам было предложено принять решение о ставках, поскольку они либо поднимались, либо опускались в стеклянном лифте высокого здания. Участники, которые поднимались на 72-й этаж, с большей вероятностью предпочли рисковую лотерею, которая может привести к небольшой или значительной победе. Те, кто спускались, предпочитали консервативную лотерею с умеренной или чуть большей победой.

В другом эксперименте участники были либо на первом, либо на третьем этаже здания университета, и их попросили принять 10 решений с разным уровнем риска и выплаты. Опять же, исследователи обнаружили, что участники с третьего этажа чаще выбирают рискованные варианты, чем их коллеги с первого этажа. Чтобы лучше понять причину такого поведения, участникам предлагалось завершить серию незавершённых слов, и люди с третьего этажа с большей вероятностью создавали слова, связанные с властью, чем участники с первого этажа. Исследователи полагают, что усиленные мысли, связанные с энергией, могут объяснить, как возвышение влияет на предпочтения риска.

Эстеки предполагает, что высота офисного здания может быть одной из причин, по которым определенные менеджеры хедж-фондов готовы инвестировать в рискованные активы, такие как Bitcoin, криптовалюты и всемирные платежные системы, которые являются весьма изменчивыми. Хотя это исследование было ограничено финансовыми решениями, дальнейшие исследования могли бы показать, влияет ли подсознательный эффект возвышения на других специалистов, таких как врачи, которые выбирают методы лечения пациентов, говорит Эстеки.

Хотя последствия этих выводов могут быть неудовлетворительными для потребителей, которые полагаются на себя или платных экспертов, чтобы сделать рациональный выбор, эффект возвышения исчез, когда участники были проинформированы о том, что уровень этажа влияет на поведение, объясняет Эстеки. Эффект также исчез, когда люди не могли видеть, что они находятся на более высоком этаже, например, в кабинетах без окна.

«Важным выводом является то, что, когда люди осознают потенциальное влияние возвышения, этого больше не происходит», – говорит Эстеки. «Мозг очень восприимчив к тонким ситуационным факторам, но также очень хорош в исправлении таких эффектов, поэтому осознание может помочь нам быть более рациональными в наших решениях».