Vodnik.ru
1232 subscribers

Без хорошего винта жизнь на катере не та

192 full reads

Преобразует работу лодочного мотора в поступательное движение катера или лодки именно он, гребной винт. На этот процесс можно смотреть бесконечно:

Без хорошего винта жизнь на катере не та

При продаже мотор укомплектован штатным винтом, подобно тому, как любой автомобиль продается с некоторыми средними покрышками. Автомобилистам очевидно: подходящие шины выбирают в соответствии с условиями: сезон, скорость, дорожное покрытие, особенности вождения.

С гребными винтами история похожая: максимум эффективности комплекту «судно + двигатель» даст только грамотно подобранный «пропеллер».

Попробуем рассказать, на что обращать внимание при выборе.

Посадка

Во-первых, винт должен «сесть» на гребной вал. Наиболее распространена шлицевая посадка, а вот количество шлицов у разных производителей различается. Диаметр ступицы также неодинаков у всех лодочных моторов (к примеру, редуктор Suzuki больше, чем у Mercury). На гребном валу винт фиксируется гайкой и контрится шплинтом.

В большинстве современных моторов используется выхлоп через ступицу винта, это более эффективно в плане повышения КПД. Такие модели оснащены дефлектором.

Выхлоп лодочного мотора.
Выхлоп лодочного мотора.

Чтобы защитить редуктор от повреждения при ударе винта о грунт, используется резиновая втулка-демпфер. Технически можно перепрессовать её с одного винта на другой при совпадении диаметра посадки. Но лучше использовать оригинальные винты.

Нередко производители винтов делают втулку съёмной. Это практичный способ иметь несколько разных «пропеллеров» для одного мотора, но разных условий (неспешная рыбалка в одиночку или, наоборот, семейные быстрые прогулки по морю).

На моторах малой мощности встречается вариант шпоночной посадки лодочного винта. Для этого на его втулке выполнены специальные пазы. В случае встречи с подводным препятствием (бревном, камнем, дном на мелководье) шпонку срезает, зато шестерня и вал редуктора не страдают. Выхлоп отработанных газов у таких моторов выходит через специальное отверстие под антикавитационной плитой.

3 или 4 лопасти

Вторая характеристика гребного винта, которая видна даже неопытному пользователю, — это количество лопастей.

Двухлопастные варианты, к слову, обладают отличным КПД! Но их почти не используют, разве что на маломощных «вспомогачах» с минимумом нагрузки (чтобы обеспечить прочность лопастей).

В большинстве случаев на подвесниках используют трёх- и четырёхлопастные модели, поэтому расскажем именно о них.

Варианты с 3 лопастями установлены более чем на половине лодочных моторов. Чем руководствуются пользователи? Достойными характеристиками работы на всех оборотах: от малых до высоких. Как правило, трёхлопастные модификации дают возможность на больших оборотах развить максимальную скорость, и при этом оставить довольно экономичный расход топлива.

Гребной винт Marine Rocket для маломощного мотора.
Гребной винт Marine Rocket для маломощного мотора.

Четырёхлопастной пропеллер благодаря симметричной форме обладает лучшим балансом, работает ровнее. Именно такая модель облегчит выход на режим глиссирования, будет меньше проскальзывать и вибрировать. На крейсерском ходу 4 лопасти экономичнее в плане расхода топлива, а таскать за катером «ватрушку» или лыжника с таким винтом будет проще.

Окончание публикации

Без хорошего винта жизнь на катере не та