Танк Тигр - легенда или действительно король битвы

09.04.2018

Был ли Тигр действительно королем битвы во Второй Мировой Войне? Немногие танки внушают такой страх и одновременно обаяние, как «Тигр», но оправдывает ли он свою репутацию?

На выставке в Музее танков с 1960-х годов Тигр 131 возвышается над своими современными собратьями по размеру, росту и репутации. Это боевая машина, которая приобрела почти мифический статус, будучи танком, который узнают почти все посетители музея. Сегодня осталось всего шесть танков «Тигр», а «Тигр 131» - единственный из тех, кто был полностью восстановлен в рабочее состояние.

Тигр: Легенда

Считается, что легенда, а не факты окрасили наше восприятие Тигра и его влияние во время Второй мировой войны. Такие легенды возникли из военных историй; некоторые ужасно точны, другие с избыточным преувеличением и неправильной идентификацией. После войны Голливуд сыграл свою роль в обеспечении легенды о Тигре. Последовательные поколения военных фильмов изображают их как практически нерушимые убийственные машины, которые не внущали ничего, кроме ужаса у тех, кто столкнулся с ними.

Нет сомнения, что Тигр я был грозным оружием. 88-мм пушка была эффективной и чрезвычайно точной, в то время как броня была практически неуязвима для большинства противотанковых орудий тех времен. Каждый современный танк союзников был уязвим для Тигра I на расстоянии 2000 метров, напротив, большинство танков союзников должны были сблизиться до нескольких сотен метров, чтобы повредить Тигра.

Тигр был представлен в 1942 году и начал боевые действия в Северной Африке, Италии, СССР и Северо-Западной Европе. Но только в середине 1944 года союзники антигитлеровской коалиции смогли выставить танк с пушкой, способной проникать в доспехи тигра, но и они были доступны только в небольших количествах до последних нескольких месяцев войны.

Тигр - проблемы и проблемы

Даже сейчас Тигр выглядит современно среди своих потомков. Предназначенный для запугивания, можно представить себе уверенность, которую Тигр вдохновлял бы в свои экипажи. Но, несмотря на то, что вооружение и броня смогли опередить свое время, это было больше, чем мог бы справиться инженерный стандарт того времени, и это столкнуло экипажи и механиков с большими материально-техническими и механическими проблемами.

Тигр был настолько широк, что его нужно было сузить, чтобы путешествовать по железной дороге. Это было сделано путем изменения обоих наборов траков, что резко замедлило темпы транспортировки до места, где требуются танки. Сам двигатель был недостаточно мощен для размера и веса тигров. Он часто горел и ломался, и коробка передач была в равной степени уязвима к операционным нагрузкам, возложенным на нее. Как двигатель, так и редуктор были труднодоступны, поэтому для замены деталей ремонтным бригадам приходилось снимать башню с танка, чтобы решить даже мелкие проблемы. Вероятно, было бы справедливо сказать, что большинство тигров было выведено из строя из-за механического отказа, а не от активности противника.

Но если есть один факт выше всех других, который может проиллюстрировать истинную роль танков Тигра во Второй мировой войне, то это количество произведенных машин. Всего на войне было произведено 1 354 танков-тигров, и они были распределены между четырьмя театрами войны. Сравните это с 55 000 танками Шерман, которые были сделаны в США и 70 000 T34, произведенных СССР.

Реальность Тигра во Второй мировой войне заключается в том, что это был грозный противник, когда (и если) он смог выехать на поле боя, но их было слишком мало, чтобы вызвать нечто большее, чем тактическое неудобство. Небольшое количество единиц, доступных для немецких командиров, означало, что их можно было использовать только для устранения пробелов и локальных встречных атак.

Можно предположить, что могло произойти, если бы Германия смогла произвести больше танков Тигр, но Германия продолжала выпускать другие тяжелые танки, и в конечном итоге немецкая промышленность не могла идти в ногу с производственными линиями СССР и США. В то время как Tiger Tank, безусловно, представлял большие амбиции в дизайне и спецификации боевых машин, но реальность его воздействия на Вторую мировую войну часто слишком завышена.