X-craft - Британские мини-подлодки Второй мировой войны

13.07.2018

В одной из самых смелых операций Второй мировой войны несколько британских подводных лодок (известных как «X-craft») отправились в норвежские фьорды, чтобы потопить или вывести из строя немецкий броненосец «Тирпиц». Хотя Тирпиц не был потоплен, он был сильно поврежден и не действовал до следующей весны.

К сожалению, ряд британских судов не вернулся: их экипажи были захвачены или погибли на глубине. За последние несколько лет в Норвегии, недалеко от стоянки Тирпица, были обнаружены невзорвавшиеся заряды с некоторых британских подводных лодок, что свидетельствует о том, что даже пропавшие без вести суда достигли своей цели.

Эта миссия под кодовым названием «Источник» получила неоднозначные отзывы от командования Королевского флота, но была отмечена ценность X-Craft. Операция «Источник» в сочетании с британским опытом работы с пилотируемыми торпедами показала, что у миниатюрных подводных лодок есть будущее в бою, разведке и высадке и извлечении агентов в оккупированную Европу и из нее.

X-craft пережил ряд модификаций во время войны, и «подводные лодки класса X» были разнообразны, но в целом они были: экипажем из четырех человек (командир, водолаз, инженер, пилот), 15 м в длину и вес 27 тонн (30 погруженных). Они были 1,7 м в ширину и имели малую осадку чуть более 1,5 м. Они были оснащены двигателем Гарднера мощностью 42 лошадиных силы с максимальной скоростью 6,5 узлов/5,5 под водой.

Они испытывались на глубине 90 метров и имели дальность действия 500 морских миль/82 в погружении (при минимальной скорости 2 узла). Единственным оружием судов было две магнитные мины. Заряды активировались таймером.

Хотя теоретически эти суда были способны преодолевать большие расстояния на поверхности и почти 160 км под водой, никто не ожидал, что подводные лодки будут работать на этих длинных дистанциях или в открытом океане. Большинство, но не все, подводных лодок запускались из более крупных судов.

Тем не менее, подводные лодки среднего размера могли оставаться в море в течение нескольких дней. Экипаж по необходимости должен был быть небольшим и не страдающим клаустрофобией. По существу, они работали в большом горячем шкафу.

Экипажу также было хорошо известно о нескольких конструктивных недостатках, первый из которых заключался в том, что перископ судов был слишком коротким, а это означало, что в менее идеальных условиях подводная лодка могла стать видимой при развертывании перископа. Вторая особенность тоже была смертельной, и она сказалась в рейде на Тирпиц: был только один аварийный люк.

В апреле 1944 года в Норвегии была запущена еще одна малая подводная лодка, которая затопила торговое судно и повредила большой плавучий док. Относительный успех норвежских миссий и потенциал подводных лодок в сочетании с предстоящими событиями («Оверлорд», вторжение через канал) означали, что Королевский флот продолжал разрабатывать планы их использования.

В рамках планов Overlord была «Operation Gambit», развертывание сверхмалых подводных лодок у берегов Нормандии до вторжения. За несколько месяцев до посадки необходимо было провести наблюдения и испытания на ряде пляжей, чтобы убедиться в том, что они пригодны для эксплуатации.

Приливы и отливы должны быть проверены, оборона разведана, способность песка выдерживать транспортные средства и многое другое необходимо проверить. Свою роль в этом сыграли бойцы сопротивления, шпионы, водолазы и самолеты-разведчики, а также сверхмалые подводные лодки.

Предполагается, что Sub X-20 будет наблюдать за пляжем под кодовым названием «Меч» (на который высадились британские войска в июне), но сначала он оказался на западе на пляже Омаха, на который должны были высаживаться американцы.

Запущенный 20 января 1944 года и доведенный до изнеможения, отправившись на побережье Франции с южного побережья Англии, экипаж выполнил свою миссию в Омахе, добыв жизненно важную информацию о существующих оборонительных сооружениях, приливах и т. д.

За пять дней до первоначальной даты вторжения, 5 июня, два два X-craft заняли позицию у побережья Франции на пляжах под кодовым названием Sword and Juno («Пляж Канады»). Как только они прибыли на побережье, они погрузились в относительно мелкую воду и ждали сигнала о том, что флот вторжения уже в пути.

Иногда они выходили на поверхность, чтобы проверить позицию, высматривать вражеские корабли и проверять активность на суше. В одном случае они заметили немецкие войска, играющие в футбол на открытом участке пляжа (следовательно, без мин).

В ночь на 4-е число они получили сообщение, в котором говорилось, что вторжение будет отложено на день.

Это было очень рискованно, поскольку запасы кислорода на подводных лодках были ограничены, и всплытие было опасным. Тем не менее, их миссия была очень важной, поэтому подводные лодки остались на месте.

5 июня экипажи получили сообщение о том, что вторжение началось. В 4 часа ночи 6 июня подводные лодки подняли специальную мачту с ярким навигационным светом, который указывал только на море.

Интерьер X-craft (X24) на выставке в музее подводных лодок Королевского флота.
Интерьер X-craft (X24) на выставке в музее подводных лодок Королевского флота.

Это должно было использоваться в качестве маяка для приближающегося флота, чтобы они могли найти правильный пляж и избежать ранее обнаруженных естественных препятствий. На подводных лодках также были установлены радиомаяки и эхо-устройство, что позволило им связаться с минно-зачистными машинами, которые будут приближаться к пляжам в авангарде флотов.

Значение X-craft во время вторжения не следует недооценивать. Хотя они действовали только на двух из пяти пляжей вторжения (другой пляж под британским контролем «Золото», находился между британским и американским пляжем в Омахе, что облегчало навигацию), высадка проходила точно так же, как и было запланировано, практически все войска высадились точно там, где и должны были.

Американцы отклонили предложение Королевского флота о X-craft: многие подразделения в Омаха-Бич высадились вдали от своих назначенных мест, и многие вышли на берег в километре от назначенных им мест (хотя в конце концов это оказалось удачей - первоначальные места высадки были более сильно защищены).

Жмите палец вверх, если статья понравилась.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.