История одного шедевра. «Метаморфозы Нарцисса», Сальвадор Дали

02.05.2018

Дата: 1937. Холст, масло. Размер: 50,8×78,3 см.
Галерея Тейт, Лондон

Согласно древнегреческому мифу, Нарцисс был необыкновенно красивым юношей, увидевшим своё отражение в водах источника и влюбившийся в него. По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть, однако, более драматичный вариант повествует, что он склонился к воде, чтобы обнять своё отражение, упал туда и утонул. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Дали изображает Нарцисса сидящим у воды и глядящим в неё, а рядом стоит разрушающийся камень, который близко повторяет очертания его фигуры, но воспринимается уже по-иному, — как рука, держащая луковицу или яйцо с растущим из него цветком. На заднем плане жестикулирует группа обнаженных людей, в то время как третья нарциссоподобная фигура появляется на горизонте

Интерес Дали к мифу о Нарциссе мог быть пробужден изданием Альбера Скира "Метаморфоз" Овидия с иллюстрациями Пикассо. Учитывая его собственную склонность к самолюбованию, не приходится удивляться, что этот миф вызывал у него глубоко личностное отношение. Этому способствовали труды Фрейда, особенно "Очерки по теории сексуальности" и "Психоаналитические заметки об одном автобиографическом описании случая паранойи". Именно эту картину Дали показал доктору Зигмунду Фрейду во время их единственной встречи в Лондоне в июле 1938 года.

Суть метаморфозы — в превращении фигуры нарцисса в огромную каменную руку, а головы — в яйцо (или луковицу). Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначала навязчивые идеи и комплексы. Если какое-то время пристально смотреть на фигуру Нарцисса на картине, то она исчезает и превращается в руку, возникающую из собственного отражения. Так начинает Дали вступление к своей поэме, которая одновременно является комментарием к картине и ее переложением на другой выразительный язык. Между большим и указательным пальцами руки — яйцо, росток, орех или луковица, из которых возникнет новый Нарцисс: цветок, проросший сквозь яйцо.

«Метаморфозы Нарцисса» – одно из самых красивых и символичных произведений Дали, к написанию которого он подготовил особенные кисти и краски и даже освоил работу с совершенно не знакомыми техниками накладывания мазков. Помимо всего прочего Дали написал к картине небольшое лирическое стихотворение, в котором сравнивал себя самого с главным героем, громогласно провозгласив, что он и есть Нарцисс.

«Знаешь, Гала (а впрочем,конечно знаешь)это — я.Да, Нарцисс — это я».