Блудный сын в таверне

02.05.2018

Рембрандт - Блудный сын в таверне.
Год создания: 1635
Холст, масло.
Оригинальный размер: 161 × 131 см
Галерея старых мастеров, Дрезден

«Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях») — знаменитый автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне. Экспонируется в Дрезденской галерее (Германия). Время создания картины относится к самому счастливому периоду жизни Рембрандта, когда он добился популярности как художник, количество заказов на его картины возросло, появились ученики. Он был счастлив и в семейной жизни, и решил создать портрет своей семьи. Это единственная картина Рембрандта, на которой он изобразил себя с Саскией (есть ещё офорт «Автопортрет с Саскией», датируемый 1636 годом). Существует версия, что первоначально на картине были и другие персонажи, но потом художник решил оставить только себя и Саскию, и холст с левой стороны был обрезан самим Рембрандтом.

К теме блудного сына художник вернется год спустя в офорте «Возвращение блудного сына», и 31 год спустя — в финальной картине «Возвращение блудного сына». Картина иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки 15:13: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». На картине Рембрандт играет роль блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. На коленях у него сидит Саския, тоже в богатой одежде в роли блудницы. На столе видно блюдо с павлином, символом тщеславия. Несмотря на веселье, изображенное на картине, Рембрандт всё же одной деталью напомнил, какое продолжение имеет библейская история. На стене видна грифельная доска — символ того, что рано или поздно за всё придётся платить.

Автопортрет с Саскией или Блудный сын в таверне — знаменитая картина-автопортрет Рембрандта, где он изобразил себя с супругой Саскией персонажами притчи о блудном сыне. Картина была создана в 1635 году, в самый счастливый период жизни художника. В это время Рембрандт стал известным и популярным живописцем, у него появились ученики, а заказы были распределены на годы вперед. И в семейной жизни у художника все было хорошо. Поэтому он решил создать семейный портрет. Это единственная картина голландского художника, на которой он изображен вместе с Саскией (хотя известен ещё офорт «Автопортрет с Саскией», нарисованный через год). Так как полотно было обрезано Рембрандтом, существует версия, что на отрезанной части картины были другие персонажи, но потом живописец решил оставить только себя и супругу. Притча о блудном сыне была востребованна Рембрантдом, который через 31 год напишет свою знаменитую картину «Возвращение блудного сына». Картина описывает известную притчу из Евангелия от Луки. На полотне Рембрандт изображен в роль блудного сына, который растрачивает свое наследство. Он одет в элегантный камзол со шпагой, на его голове богатая шляпа с пером, а правой рукой он поднимает хрустальный бокал с вином. На его коленях сидит Саския, облаченная в богатую одежду распутницы. На столе стоит блюдо с павлином, который символизирует тщеславие. Несмотря на кажущуюся легкость и веселость картины, мастер одной деталью напоминает о том, как закончится библейская притча. На стене заметна грифельная доска, котороя в то время использовалась для записи долгов. Этой деталью Рембрандт напоминает о том, что за все когда-то придеться платить. Сейчас картина «Блудный сын в таверне» выставляется в Дрезденской галерее.