Группа Наби

В 1890 году в Париже группа молодых французских художников, в поисках новых возможностей живописи, создают творческий союз, который известен как группа «Наби». Его основателями были пятеро студентов Художественной академии Жюлиана: Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар, Анри Габрмэль Ибель и Поль Рансон. Идею для названия группы предложил поэт Огюст Казалис. В переводе с древнееврейского «наби» означает «пророк» или «посвященный». Вскоре после основания к группе присоединились однокурсники Мориса Дени: Кера Русселяс и Эдуарда Вюйара.

Хотя изначально объединение задумывалось как тайное общество для избранных художников, но количество его членов быстро росло. Однако, вполне вероятно, что живописцев привлекали не столько творческие идеи, сколько романтически-экзотические традиции общества. Каждый, вступающий в «Наби», должен был создать свою «икону» - картину, которая доказывала своей самобытностью и символической глубиной право художника принадлежать к группе избранных. При вступлении в общество каждый живописец получал ритуальное имя, как символ произошедшей инициации.

Группа возникла в период расцвета постимпрессионизма, когда многие традиции классической живописи оказались в кризисе. Но именно в это время происходит переосмысление существующего художественного пластического языка. Новое поколение художников искало незримые реальности – мира идеальных сущностей и реальности внутреннего мира человека. Реформаторы вдохновлялись творчеством Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Поля Сезанна и создавали образ, наделенный неясностью, многозначностью и размытостью смысловых границ. Поэтому картина «Наби» вмещает зримые объекты, которые намекают на состояния души, угадывающиеся по стремительным и порывистым мазкам или по мягким и продолжительным касаниям кисти. Подобная манера письма подразумевает что-то исповедальное, приоткрывающее подсознание художника.

Набиды считали, что живопись должна выражать реакцию души человека на духовность окружающего мироздания и показывать в субъективном мире человека отражение духовного абсолюта. В группе состояли очень разные художники, если говорить про мировосприятие и творческую манеру. Искусствоведы выделяют два главных направления в живописи Наби, от которых зависел, в том числе и творческий почерк живописцев. К первому из них относятся Морис Дени, Рансон и Сезюрье. Они пытались выразить волнующие их мистические идеи в символах. А творчество Боннара и Русселя было ближе к импрессионизму, оно основывалось на наблюдениях за окружающей жизнью. Любимые сюжеты Русселя и Боннара – это сценки домашней жизни и живописные уголки парков, их также называли «интимистами». Если представители первого направления предпочитали символизм, чистые раздельные цвета, четко прорисованные человеческие фигуры, крупный формат картин, то для работ «интимистов» характерны малоформатность и растворение человеческих фигур в окружающем свето-воздушном пространстве. Не удивительно, что к 1905 году группа «Наби» распалась, однако распад прошел без серьезных разногласий между художниками, и все набиды сохранили с друг другом прекрасные отношения.