Исторические основы картин В. Сурикова

24.06.2018

Безусловно, самый известный русский исторический живописец – это Василий Иванович Суриков (1848-1916). Не одно поколение школьников рассматривало его картины на уроках истории. Однако со временем мы забываем некоторые нюансы, и нам все труднее вспомнить, о каком событии повествует та или иная картина.

Картина «Утро стрелецкой казни» (1881) стала первой большой работой художника, посвященной российской истории. Она рассказывает о печальной судьбе участников неудачного стрелецкого бунта 1698 года. Итак, весной 1698 года царевна Софья, сестра Петра I, находящаяся в это время в Новодевичьем монастыре, объявила, что ее брата подменили во время его поездки в Европу. Более двух тысяч стрельцов, расквартированные в Азове, подняли восстание и прибыли в столицу, чтобы отдать корону царевне Софье Алексеевне. Однако, преданные царю бояре силами дворянской конницы и четырех гвардейских полков смогли подавить мятеж и схватить зачинщиков. Петр I срочно возвращается из Европы и возглавляет «великий розыск». Осенью этого же года начались первые казни. Известно, что царь лично отрубил головы пяти стрельцам. Всего казнено примерно две тысячи стрельцов. Еще сотни сосланы. Тела казненных оставались на виселицах до февраля следующего года, только после этого их стали хоронить вдоль московских дорог. Специальным указом царя возле мест захоронений казненных возводили специальные каменные четырехгранные столпы, с выбитыми преступлениями мятежников. Родственников стрельцов также коснулись репрессии – их обрекли на изгнание, а московское имущество было распродано или роздано. Это восстание положило конец стрелецкому воску – все полки были расформированы, а семьи стрельцов высланы из столицы в другие города и записаны в посадские люди. Суриков на этой картине изобразил тяжелую судьбу народа в эпоху исторических перемен.

Не менее известна и картина «Боярыня Морозова» (1887). Здесь художник изобразил сцену из событий церковного раскола 17 века. Главная героиня полотна - Феодосия Прокопьевна Морозова – реальное историческое лицо, представительница знатного боярского рода, она почитается старообрядцами как святая. Феодосия Морозова была ярой противницей реформ патриарха Никона и активно отстаивала старую веру вместе с печально известным протопопом Аввакумом. Царь многократно наказывал боярыню, отбирая ее вотчины, однако от реальных репрессий ее спасало заступничество царицы Марии Ильиничны. В 1670 году она тайно приняла постриг в монахини и стала удаляться от двора. Переломной точкой стал январь 1671 года, когда Морозова отказалась принять участие в свадьбе Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. После этого встать на защиту боярыни было уже некому, и на нее обрушился царский гнев. Феодосию схватили, допрашивали, затем заковали в кандалы и держали в подвале собственного дома, периодически растягивая на дыбе, надеясь заставить отречься от раскольничества. Царь хотел казнить непокорную боярыню, но её спасло заступничество бояр Московского царства и царевны Ирины, сестры царя. После четырех лет ссылок Морозову лишили всех почестей и имущества и отправили в монастырь, где  заточили в тюрьму и морили голодом. В ноябре 1675 года Феодосия Морозова умерла от истощения. Братья боярыни были сосланы, малолетний сын, оставшись без матери, умер в Москве, а четырнадцать слуг, не пожелавших предать боярыню, были сожжены заживо. По преданию, предчувствуя скорую смерть, боярыня попросила тюремщика разрешить ей постирать свою рубаху, чтобы по старинному обычаю умереть в чистой одежде. По одной из версий, моральный подвиг боярыни заставляет всех зрителей почувствовать в себе неведомые душевные силы.

Картину Василия Сурикова «Степан Разин» (1906) можно назвать сиквелом известной народной песни «Из-за острова на стрежень». В основу полотна легла легенда о Разине и персидской княжне. Если приглядеться внимательно, то слева можно увидеть малоприметную водяную воронку, которая поглотила пленницу. Именно поэтому молодой гребец в красной рубахе с искренним сожалением смотрит на этот водоворот.
Известна история, как именно персидская княжна оказалась среди казаков. В 1668 году казаки под предводительством Разина отправились в поход по Каспию в Персию. Шах Сулейман испросил разрешения у царя Алексея Михайловича «перебить русских казаков без пощады». Однако, разозленные казаки взяли «на меч» город Фарабат. Шах собрал большой флот, чтобы разгромить Разина, но у Свиного острова казаки потопили весь флот персов, взяв в плен сына и дочь командующего персидским флотом. Именно эта девушка и была той персидской княжной, которую Степан Разин утопил в Волге.

Наиболее «современной» исторической картиной Сурикова является «Переход Суворова через Альпы» (1899), которая прославляет подвиг российских солдат в русско-французской войне 1798-1800 годов. В сентябре 1799 года армия под командованием Александра Суворова начала Швейцарский поход. Русские войска должны были перейти через Альпы из Италии в Австрию. Маршрут был спланирован так, чтобы ударить французской армии в тыл, используя излюбленный прием Суворова – быстроту и натиск. Поэтому был выбран кратчайший, но исключительно трудный путь через перевал Сен-Готард, который считался практически непроходимым. Постоянные стычки с неприятелем, предательство австрийцев, заснеженные горы – все это приводило к большим потерям. Это операция вошла в историю как одна из величайших военных компаний Суворова. В 1799 году именно за эту операцию Суворов получил звание генералиссимуса. А в Альпах был поставлен 12-метровый гранитный крест в память о подвиге русских войск. На самой картине изображен штурм суворовскими войсками альпийского перевала

Несколько отличается от других произведений Сурикова картина «Меншиков в Березове» (1883). Мастер многолюдных сюжетов, здесь художник ограничился всего четырьмя персонажами. Стремительность падение Александра Меншикова можно сравнить только со стремительностью его восхождения к власти и богатству. После смерти Екатерины I, при которой он практически управлял страной, и неудачной попытки обручить Петра Алексеевича со своей дочерью Марией, противники Меньшикова добились его ссылки в Сибирь. Бывшего фаворита обвинили во взяточничестве, присвоении чужих имений, а также в принуждении юного царя к обручению со своей дочерью. Громадное состояние Меньшикова было конфисковано, сам он лишен всех титулов и званий. У семьи забрали даже запасную одежду, а во время «этапа» умерла жена Меньшикова. Однако, нужно отдать ему должное – все несчастья он переносил стойко. На полученные перед ссылкой 500 рублей он построил дом и часовню. Его дочери вели домашнее хозяйство. Жителем Березова Меншиков запомнился своей набожностью, простотой в общении и смирением. Зимними вечерами Меншиковы читали Библию или слушали интересные истории из придворной жизни опального князя. Осенью 1729 года Меншиков скончался от лихорадки, завещав детям не стремиться к власти. А в 1730 году императрица Анна Иоанновна разрешила его детям вернуться в Москву и, даже, вернула им часть имущества. Художнику удалось изобразить изнанку власти, показав царского фаворита не блестящим царедворцем, а больным стариком в ссылке.

Сибиряка Сурикова всегда интересовала тема покорения сибирской земли. Этот интерес нашел свое отражение в картине «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895), на которой изображена битва на слиянии Тобола и Иртыша войск Ермака с ханом Кучумом. Казачье войско Ермака прибыло в Пермский край по приглашению промышленников Строгановых в 1579 году, с целью защитить поселения от частых набегов кочевников, а также освоить новые земли за Уралом. Пятитысячному казацкому войску противостояло пятнадцатитысячная армия наемников, собранная сибирским ханом Кучумом, наследником Большой Орды. Так как основные силы хана ушли в набег на Пермь, Кучуму пришлось «поставить под ружье» местное население. В разгар битвы наемники отказались сражаться, хан потерпел серьезное поражение и отступил в степь. В ноябре 1582 года войска Ермака занял Кашлык - столицу Сибирского ханства. Однако этой битвой не закончилось покорение Сибири. В декабре этого же года военачальник Маметкул устроил засаду на казацкий отряд и полностью перебил его. Но уже через пару месяцев казаки нанесли ответный удар, и на реке Вагае взяли Маметкула в плен.