Лучизм или районизм

Лучизм или районизм — направление в русском авангарде, которое возникло под влиянием футуризма, кубизма и новых физических открытий, ставшее одним из вариантов русского футуризма. Создателями лучизма являются художники-авангардисты М. Ларионов и его супруга Н. Гончарова. Первая картина в этом стиле «Витрина» была нарисована Ларионовым в 1911 году. На суд общественности лучизм был представлен только через 2 года на выставке «Мишень». В это же время Ларионов опубликован манифест лучизма, который он написал еще в 1912 году, под влиянием идей теоретика футуризма Маринетти. В манифесте художник перефразировал некоторые мысли футуристов, в частности о господстве эпохи технических достижений, о приоритете художественных средств, об отрицании личного начала в искусстве, а также Ларионов акцентировал внимание на приоритете русских художественных ценностей над западными.

Основная идея лучизма заключается в том, что человек в действительности видит не предмет, а сумму лучей, которые исходят от источника света, отражаются от предмета, и только потом доходят до наших глаз. Поэтому лучисты на своих картинах старались изобразить на картине пересечение лучей, отраженных от различных предметов. Также районизм иногда называют кубистическим толкованием импрессионизма. В сухом остатке лучизм можно назвать первой формой абстрактного искусства. Картины лучистов (большинство были созданы в 1911-1914 годах) являются абстрактными сочетаниями пучков лучей различного цвета, лучистых форм и лучистых диаграмм предметов. В этом сами лучисты видели освобождение энергии предметов от их внешних форм. Поэтому Ларионов говорит о возникновении четвертого измерения в искусстве — лучисто-энергетическом. Кроме Гончаровой и Ларионова, в стиле лучизма работал М. Лё-Дантю и художники группы «Ослиный хвост». В Париже Ларионов с супругой использовали принципы районизма при создании театральных декораций для «русских сезонов» труппы Дягилева.