Маньеризм

15.05.2018

Маньеризм – название европейского художественного стиля второй половины 16 века, который возник в результате кризиса идеалов эпохи Ренессанса. Для маньеризма характерно главенство формы над содержанием, виртуозность манеры, изысканная техника, а также вторичность и подражательность идей. Иногда маньеризмом называют последнюю фазу развития художественного стиля, которая свидетельствует о его вырождении и появлении нового стиля. Наиболее ярко маньеризм проявился в Италии в 16 веке, как предшественник барокко. Уже в работах Леонардо да Винчи и Микеланджело заметна некоторая манерность и искусственность. Изначально термин «maniera» использовался для обозначения стиля итальянских художников второй половины 16 века, который отличался от работ живописцев «старшего поколения»: Джорджоне, Дж. Беллини и Тициана. И обозначал он положительную оценку нового, своеобразного и оригинального в живописи, того, что выходило за рамки классической традиции. Но в дальнейшем красота отдельной детали стала важнее красоты целого, что и привело к краху идей эпохи Возрождения.

Наиболее яркий представитель маньеризма в Италии – Я. Понтормо, выдающийся художник, который работал под сильным влиянием Микеланжело. Работы Понтормо, несмотря на подражательный характер, отличаются высокой духовностью. Второе поколение итальянских маньеристов Бронзино, Дж. Вазари, Б. Бандинелли, О. Джентилески, Ф. Сальеиати, А. Маньяско и Пармиджанино полностью утратили духовность творчества и провозгласили главенство формы над содержанием, за что их работы получили название «манерного маньеризма». Дальнейшее развитие маньеризма ознаменовалось кризисом несоответствия классических норм современным потребностям. Но преодолеть его маньеризм не смог и стал предшественником барокко.