Описание картины Бориса Кустодиева «Гроза»

15.05.2018

Последние 15 лет своего жизненного пути Кустодиев провел в инвалидной коляске. Мучительные боли, одолевавшие художника, послужили одной из причин отражения им в творчестве торжества жизни, восхваления ее красоты. В качестве примера можно привести «Грозу». Вниманию зрителя предлагается деревенька или же маленький город в провинции. Сюжет наполнен множеством персонажей, спешащих каждый по своим делам. В центре полотна располагается златоглавая церковь. Кустодиеву удалось привнести в художественную среду новейший жанр: он стал «отцом» портрета-картины – слияния классического портрета знаменитой личности и обычной лубочной картинки. «Гроза» заключает в себе портрет повседневности. Сюжет очень тщательно прорисован. Обилие деталей поражает, причем каждой из них придается значимость. Мы можем рассматривать платья с рисунком в горох, надетые на купальщиц. Корзинку, что держит в руке местная жительница, шествующая через мост. Белье, которое стирает юная дева. Женщина почтенного возраста о чем-то эмоционально беседует с супругом у дряхлой изгороди. Вокруг много торговцев, а неподалеку стоит обоз. Все это наводит на мысль о расходящейся ярмарке.

Как видно, полотно создано в стиле лубка: его традиционными атрибутами являются скромная деревушка, народная толпа, ярмарочный сход и храм. Лишь одна деталь не вписывается в рамки ожидаемых представлений – ударяющая в церковный купол яркая молния. Заостренная верхушка храма служит громоотводом. Вот и на этот раз святое место спасает местных обитателей от беды. Никто даже не замечает угрозы. Кустодиев любил применять технику нанесения пастели и масла, и «Гроза» не стала исключением. Маслом написана лишь небесная высь, остальные элементы на холсте подернуты спокойной пастелью.