Описание картины Рафаэля Санти «Станца делла Сеньятура»

24.06.2018

Залы Ватиканского дворца, стены которых покрыты прекрасными фресками, носят название «станцы». Многие великие живописцы считали честью расписывать эти величественные помещения, которые являются собственностью Римской Католической Церкви. Ныне в этих комнатах располагается музей, и любой желающий может рассмотреть уникальные фрески. Четыре комнаты во дворце украшены Рафаэлем и учениками, работавшими в его технике, а декор самой большой залы ученики заканчивали уже самостоятельно. «Станца делла Сеньятура» - это «комната подписи», так можно перевести дословно её название с итальянского. Наименование связано с её официальным назначением – в соответствии с историческими документами в этой зале Папа ставил своё вето на важные бумаги. С этой комнаты Рафаэль начал работу во дворце.

Замысел мастера объединил четыре сцены из разных отраслей. Одна из композиций переносит зрителя в Афинскую школу, она символизирует образование и философскую науку: в центре – Платон и Аристотель, рядом возлежит Диоген, здесь же Пифагор и другие учёные. Следующая композиция носит название «Диспута». Фрески объединяет земное и небесное. Наверху царят Христос, Дева Мария и Иоанн Креститель, их окружают герои Библии. Над Иисусом - Бог Отец в золотистом свечении, в ногах Иисуса — Святой Дух. Ниже — алтарь, у которого развернулся диспут о смысле превращения в таинстве Евхаристии хлеба и вина в Тело и Кровь Господни. Третья композиция «Мудрость, мера и сила» - женские образы символизируют мирское правосудие и суд Церкви.
Последняя сцена «поэзия» представляет царство Муз. Здесь ясноликий Аполлон вдохновляет поэтов игрой на лире. Когда Рафаэль приступил к росписи станцев, ему не было ещё и тридцати, но молодость не явилась препятствием для создания нравственно глубоких полотен.