Пабло Пикассо, «Герника», «Семейство акробата с обезьянкой»

15.05.2018

Широко известный художник Пабло Пикассо является одним из самых противоречивых и сложных для анализа художников, основателем кубизма, который одними принимается как гений, а другими не признается вовсе. Родился Пикассо в семье преподавателя рисования, поэтому уже с детских лет брал в руки кисть, завершая работы отца. Став подростком, он начал заниматься в школе рисования в Барселоне и Корунье, затем поступил в высшее художественное училище в Мадриде. В возрасте 25 лет Пабло переехал в Париж.

Художественное направление, одним из самых ярких представителей которого является Пикассо, называется кубизмом. Не случайно кубизм назван критиками «утопией мертвого царства». Странная и мрачная система видения мира, в ней царят полный хаос и отказ от всякого следования основам живописи, разлом, разбиение на неправильные фрагменты, иррациональное изливание фантазии художника, неподвластное осознанию «простого» человека. Разочарование в жизни, видение в доступной классической красоте лжи и притворства, условности, которая давно потеряла всякую живость и право на существование, – все это отражено в творчестве Пикассо. В поисках истинного искусства Пикассо приходит к выводу, что все существовавшие доселе направления живописи, стремившиеся передавать остроту и ощущение живого, не подходят для отражения его миропонимания в силу своей обманчивости, тогда как холодная абстракция и является истинной. Пикассо находит свое решение: он передает собственные ощущения с помощью геометрических фигур, выражая таким образом крайнюю степень примитивизации в искусстве. Видимая глазом плавность предметов – это лишь «порча», наведенная на мир правильных фигур человеческим субъективизмом. Четкость, линейность, осознаваемая умом, – в этом Пикассо видит истинное отображение действительности.

Творчество Пикассо традиционно разделяется на несколько периодов. Так, за «голубой» период им было написано несколько полотен, исполненных трагедией человека, потерявшего гармонию с миром и самим собой. На полотнах изображены холодные, неподвижные фигуры, выполненные в голубых, синих и зеленых тонах. Это опустившиеся, нищие, потерянные люди. «Розовый» период сохраняет в целом мрачное ощущение, впуская, однако, нотки жизни в розово-золотисто-алых тонах. Намек на движение, легкость появляется в этих картинах. В «розовый» период создается «Семейство акробата с обезьянкой». Странно, но отвергавший доселе простые человеческие радости художник начинает писать объединенных простой человеческой общностью людей.

Цирковая труппа, оторванная от окружающего мира, являет необыкновенное родство внутри себя. Фигура циркового арлекина, нежно и трепетно склонившегося над ребенком на руках у женщины, и обезьяна, сидящая у ног артистов вызывают жалость и еле заметное ощущение чего-то необыкновенно сильнрго и значительного, связавшего воедино их судьбы. За время участия в Сопротивлении, Народном фронте Пикассо как будто черпает вдохновение из живительного источника. Его работы, необыкновенно плодотворные, впервые начинают по-настоящему существовать для людей. Это пейзажи, натюрморты, портреты, монументальные полотна, декоративные ансамбли, литографии, скульптуры, иллюстрации к книгам. Надежда, свет, ироничная снисходительность заменяют бушевавшую до этого в Пикассо отчужденную саркастичность. Избрание художника во Всемирный Совет Мира в 1950 г. ознаменовало признание человечеством вклада великого художника в дело борьбы за мир.

Стремительная история одной из самых знаменитых картин Пикассо началась весной 1937 г., когда фашистская бомбардировка разрушила баскский город Гернику. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Действительно, это полотно размером 3,5 м в высоту и около 8 м в ширину Пикассо написал менее чем за месяц. Пикассо взял за основу сюжета и композиции картины не разработку реального события, а ассоциативные связи образов, рожденных его потрясенным сознанием. Образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами – нарисовано лишь то, без чего нельзя обойтись, все остальное отброшено. В лицах матери и мужчины, обращенных к зрителю, оставлены лишь широко открытый в крике рот, видимые отверстия ноздрей, сдвинувшиеся куда-то выше лба глаза. Любая индивидуальность, любые подробности были бы здесь излишними, могли бы раздробить и тем самым сузить общую идею. Трагическое ощущение смерти и разрушения Пабло Пикассо рискнул передать агонией самой художественной формы, которая разрывает предметы на сотни мелких осколков. Рядом с матерью, держащей на руках мертвого ребенка с запрокинутой головой, стоит бык с выражением мрачного равнодушия на морде. Все кругом гибнет, и только этот бык возвышается над поверженными людьми, вперяя в них неподвижный взгляд. Этот контраст равнодушия и страдания в первых набросках к «Гернике» был едва ли не главной опорой всей картины, но Пикассо не остановился на этом, и в правой части полотна, рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх, появились два человеческих лица – встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости.