Пастель

Все мы когда-либо слышали выражение «пастельные тона», и все мы знаем, что означает оно нежные, приглушенные оттенки. Но что такое «пастель» знают немногие. К сожалению, широкой публике пастель известна меньше масляной живописи, акварели или гравюры. Вообще, пастель – это техника живопись сухими карандашами, таким образом пастель объединяет графику и живопись. В отличие от масленой живописи и акварели здесь не получится смешивать краски, каждому цвету соответствует свой мелок, которых сначала было около сорока, а сейчас их количество приближается к 2 тысячам. Хотя пастель имеет существенное преимущество (работу можно оставить и продолжить в любой момент, с этого же места) эта техника - удел зрелых мастеров. Так Эдгар Дега увлекая пастелью в сорок лет, Джеймс Уистлер –  уже за пятьдесят, а вот Жан Батист Шарден вообще на седьмом десятке. Его шедевр – «Автопортрет в очках» - выполнен именно в этой технике. А самая известная картина, исполненное в технике пастели, - это «Шоколадница» Ж.Э. Лиотара, которая сейчас хранится в Дрезденской галерее.

Сохранилось и имя изобретателя мягких цветных мелков для рисования. Их придумал французский придворный художник Жан Перреаль в 15 веке. Также известно, что он поделился своим открытием с Леонардо да Винчи, который использовал пастель в портрете Изабеллы Д’Эсте. Пастель быстро завоевала популярность среди художников, которые оценили ее яркий цвет и матовую фактуру. Особенно востребована пастель оказалась при создании портретов, потому что цветные мелки позволяли быстро, буквально несколькими штрихами запечатлеть необходимые моменты, а аристократы всегда ценили свое время. В 18 веке пастель была на пике популярности – ни одна живописная техника лучше не подходила легкомысленному характеру эпохи рококо. Даже масляная живопись маскировалась под пастель. В Париже в конце 18 века насчитывалось более 2,5 тысяч художников, работавших с пастелью, а во Французскую Академию художеств принимали по специальности «живописец пастелью». В это время самым модным европейским портретистом была художница Розальба Каррьера (1675-1757). Она работала исключительно пастелью, кроме того ей был известен секрет фиксации порошка на картине. Поэтому ее картины до сих пор не утратили яркости.

Пережив пик популярности в 18 веке, пастель отошла на второй план, выбрав специализацию. Эта техника не подходит для академизма или классицизма, но идеально вписывается в каноны романтизма. Пастели признанных мастеров – это искреннее и пронзительное искусство. Они полны игры и импровизации. В конце 19 века импрессионисты вернули интерес публики к пастели. Они полюбили ее за яркость – ничто лучше не могло передать воздух, полный солнечного света. Любили пастель и символисты, в частности родоночальник стиля - Одилон Редон. Большим мастером пастели был Эдгар Дега. Его певицы, жокеи, балерины – это результат работы цветными мелками, а не кистью. Художник обладал острым глазом и твердой рукой, это позволяло ему создавать непревзойденные картины пастелью. Никто не до, ни после не создавал рисунков, столь трепетных, небрежных и одновременно совершенных. «Голубые танцовщицы» (1899), визитная карточка Дега – это тоже пастель.

В России пастель также была весьма популярна среди художников. В этой технике работали Левитан, Репин,Кустодиев, Петров-Водкин, Серов. Портрет Анны Павловой (1908) Серова создан как раз пастелью, как и его многочисленные деревенские этюды. Очень любила пастели Зинаида Серебрякова. Для обычного зрителя пастель интересна тем, что она со временем не теряет своей яркости, и мы можем увидеть работы мастеров в той гамме, в которой они были созданы.