Поль Гоген - биография художника

31.07.2018

Девизом творчества Поля Гогена можно считать следующее высказывание: «Искусство вне преувеличений не существует».

В лице Поля Гогена искусство вернулось к своему изначальному истоку, достигло того, о чем тщетно мечтал Ван Гог, чего не было у Сезанна. Поль Гоген родился в Париже в 1848 г., в очень интеллигентной семье. От отца Гоген унаследовал любовь ко всему первобытному, а от матери — бродячую натуру. Все отрочество Гоген провел юнгой на корабле (1865—1871), объездил два океана, и здесь, в безбрежности моря и неба, у него сложились основные черты будущего «дикаря» — ненависть к городской тесноте и мещанской условности. Гоген рано женился (1873), пошли дети, пришлось вести оседлую жизнь, стать как все, и он поступил в один из парижских банков, а с 1871 г. стал биржевым маклером.

В Париже он познакомился с Писсарро, который ближе познакомил его с живописью художников-новаторов. Писсарро учил биржевика тому, что писать надо только «тремя основными цветами (красным, желтым и синим) и их непосредственными производными». Но дела занимали у Гогена все время, и на живопись оставались только ночи и выходные. Еще в 1876 г. он посылает свою работу в Салон, и ее принимают. Это был «Лес в Вирофле». Критика отметила его как подающего большие надежды. Но, приняв технику и дух импрессионистов, он отказался от выставления своих работ в Салоне. Живопись требовала все больше и больше времени. И в январе 1883 г. он бросает биржу и решает всецело посвятить себя искусству. На смену процветанию приходит бедность, поиски работы. Гоген решает уехать в провинцию, где жизнь была дешевле. Боясь бедности, жена покинула его, забрав с собой всех пятерых детей. Началась одинокая жизнь, борьба, постоянные скитания.

Поль Гоген. Метте спит на диване. 1875 г. Частная коллекция.

Поль Гоген. Птичник. 1884 г. Частная коллекция.

Сначала Гоген работал в стиле импрессионистов — «Вид Сены» (1875), «Мужской портрет» (1877), «Берег Бретани» (1886), «Астра на столе» (1886), «Кафе в Арле» (1888). Однако после того, как в конце 80-х годов импрессионизм ударился в науку, Гоген резко порывает с ним. Он все более начинает увлекаться декоративным рисунком. В 1887 г. он уезжает на Мартинику, где продолжает работать в поисках синтеза красок, на Мартинике, и особенно потом в Бретани, где, окруженный учениками, он изучал природу, сложились основные черты гогеновской живописи. Здесь он и сформулировал в 1890 г. основные аспекты своего понимания искусства. Он начинает экспериментировать с упрощенным «детским» рисунком — без теней, но с очень яркими красками. Он призывал к искренности: «Если вы видите дерево зеленым, то и кладите самый красивый зеленый тон, который есть на вашей палитре; если тень кажется вам синеватой, то и не бойтесь взять синюю краску». Это проявилось в его натюрмортах: «Натюрморт с тремя щенками» (1888), «Плоды и фрукты» (1888). Сам Гоген так говорил о цвете на своих полотнах: «Цвет, имеющий такие же вибрации, как музыка, обладает способностью того самого общего и, стало быть, самого смутного, что заложено в природе, — ее внутренней силы...» (1899). Этот калейдоскоп красок на картинах Гогена объясним только могуществом природы. Здесь, на островах, в многообразии красок, Поль Гоген был, как он пишет, избавлен от опасности, когда ему, художнику, «какой-нибудь математик» навязывал незыблемое освещение и краски. «Да, мы свободны»,— подытожил Поль Гоген серьезную схватку импрессионистов с академическим искусством. Он наделяет этот противостоящий лагерь харак­теристикой «властители вчерашние», которые предпочитают «нагромождение верных красок...»

Поль Гоген. Сюзанна за шитьем. 1880 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания.

Дальнейшие поиски выразительности и отрицания фальши буржуазного общества пробудили у Гогена интерес к народному творчеству с его наивным мировосприятием к искусству Древней Греции, средневековья, Древнего Востока. Поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений, интерес к рабочему, люду сближают его с Ван Гогом, и в 1888 г. он два месяца проработал с ним в Арле.

Символом творчества Гогена может служить «Видение после проповеди» (1888), изображающее борьбу Иакова с ангелом. Здесь мы находим и тонкий колорит, и примитивный характер, которые создают единую гармонию. Гоген провозгласил и утвердил право художника не только упрощать природу, как Сезанну не только идеализировать ее; как Ван -Гог, но пересоздавать ее по желанию своему. «Интерпретация природы, — говорит Гоген, не имеет других границ, кроме законов гармонии... Уклонение художника от модели может быть заметно в большей или меньшей степени, но оно происходит всегда. Ибо нет искусства, если нет преображения. Этот вымысел, эта отсебятина, которой публика так боится, и есть душа художественного произведения, ды­хание его жизни». Еще одним новшеством Гогена стала живопись не с натуры, а по памяти. «Я пишу так, как хочу и мечтаю». Он говорит публике: «Архитектуре и музыке позволено не копировать природу, а создавать из себя — ибо с чего скопирован храм или симфония? Поэтому и я, художник, имею право творить из себя, создавать свои линии и свои краски». Мир представляется Гогену огромной декорацией, роскошным ковром, и он работает не маленькими и нервными мазками, как Ван Гог, а большими и резкими силуэтами, похожими на готические стекла и гармонически расположенными друг около друга; «Ищите гармонию, а не контрастов, единства, а не многообразия. Пусть от ваших работ веет покоем и миром души. Избегайте движения в позах. Пусть каждая фигура будет в статическом состоянии». И если у Ван Гога все бежит, то у Гогена фигуры всегда находятся в каком-то блаженном оцепенении.

Поль Гоген. Видение после проповеди (Борьба Иакова с Ангелом). 1888 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Поль Гоген. Желтый Христос. 1889 г. Художественная галерея Олбрайта-Нокса, Буффало.

Из различия в мироощущениях вытекает и отличие художественной формы. У Гогена все вещи подчинены ритму общей жизни, он обобщает природу, его живопись синтетическая и декоративная. «В живописи надо искать не описания, а внушения, как в музыке... Идите от светлого к темному, а не от темного к светлому, ибо ваша работа никогда не будет слишком светла. В вашей работе глаз зрителя ищет обновления — дайте же ему наслаждение, а не печаль». Это понимание живописи как радостного украшения жизни и мечты о первобытном рае приводят его в 1891 г. на остров Таити, где он провел два года. Как казалось Гогену, здесь, вдалеке от европейской цивилизации, человек живет в гармонии с щедрой тропической природой, дарящей ему свободу от борьбы за существование.

Поль Гоген. Женщина с цветком. 1891 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания.

В 1893 г. он привозит свои работы и устраивает выставку. Лучшими его произведениями стали: «Две таитянки на берегу» (1891), «Беседа» (1891), «А, ты ревнуешь?» (1892), «Рынок» (1892), «Таитянские пасторали» (1893), «Женщина, держащая плод (Куда идешь?)» (1893), «Аве Мария» (1891).       

“7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

Перейти на главную страницу сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

" data-medium-file="https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-16.jpeg?fit=595%2C444&ssl=1" data-large-file="https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-16.jpeg?fit=640%2C478&ssl=1" title="Картина Гогена 'А, ты ревнуешь?'" src="https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-16.jpeg?resize=640%2C478" alt="Гоген а ты ревнуешь" width="640" height="478" srcset="https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-16.jpeg?w=1124&ssl=1 1124w, https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-16.jpeg?resize=595%2C444&ssl=1 595w, https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-16.jpeg?resize=960%2C717&ssl=1 960w" sizes="(max-width: 640px) 100vw, 640px">

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г.

Картины, написанные в Океании, словно несут в себе экзотический аромат незнакомого мира. Гоген создает на своих полотнах ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населен духовно цельными людьми, живущими в единстве и гармонии с окружающей их природой. Увлеченный элементами полинезийского фольклора, Гоген брал их как символы жизни и стремился передать их глубокое значение посредством внутренней силы, таящейся в линиях и цвете, и намеренного упрощения. В тропиках завершился длительный период созревания и поисков, там Гоген нашел себя, нашел основу для нового, могучего оригинального стиля, который поставил его особняком среди всех современных ему художников.

Но выставка 1893 года вызвала лишь взрыв смеха и негодования. Гогена обвинили в варвар­стве и анархизме, которое заключалось в том, что он осмелился пойти в своей художественной искренности до конца, тогда как другие останавливались на полпути. В 1895 г. Гоген сделал последнюю попытку выжить в Париже, послав в Салон свою декоративную керамику, но она была забракована. «Не хотелось бы мне больше видеть европейцев. Мне не на что здесь надеяться... Мне остается лишь вылепить свою гробницу там — среди солнца и цветов». В 1895 г. он вторично отправляется за океан, на этот раз навсегда. Поехав на Таити, Поль Гоген уже не смог вернуться обратно, и то, что для многих было лишь сентиментальной идиллией, стало жизненной драмой Гогена.

Поль Гоген. Прекрасная Анжела. 1889 г. Музей д’Орсе, Париж. Vangogen.ru

Он бежал от европейцев, но на Таити натолкнулся на ту же ненавистную цивилизацию в лице губернатора и миссионеров. Гоген начинает борьбу во имя сохранения тропического рая и его расы. Он печатает ряд статей, направленных против местной администрации. Потом он удаляется еще дальше от городской культуры, сначала в глубь Таити, а затем на Маркизские острова (остров Хива-Оа).

Тема Евы и грехопадения раскрылась во многих таитянских картинах Гогена, сливаясь с преданиями и реальной жизнью островитян. Эта идея прослеживается и в одной из лучших картин Гогена второго таитянского периода «Жена короля» (1896). Это удачная по цвету композиция утверждает прежний гогеновский образ. Художника стали занимать философские темы. Панно «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (1897) как бы обобщает те бесконечные вопросы и мотивы, которые звучали в прежних произведениях. Напоминанием о смерти, печали становятся работы «Сбор плодов» (1899) и «Белая лошадь» (1898).

Поль Гоген. Дух мертвых не дремлет. 1892 г. Галерея искусств Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк. 

Последний яркий всплеск мажорного и жизнеутверждающего настроения в творчестве Гогена — картина «Две таитянки» (1899). Преследуемый властями, тяжело больной, одинокий художник умер в 1903 г. Гоген осмелился нарушить законы анатомии и перспективы во имя экспрессивности своих фигур, он разрушил в живописи правдоподобие колорита, изображая розовую землю, синее дерево или свет без теней. Он писал и рисовал так, как хотело его художественное «я». Его творчество — это реабилитация рисунка, оправдание линии, отвергнутой импрессионистами. Окантовывая красочные пятна четким контуром, Гоген воскресил любовь к арабескам и орнаменту, которые были в египетской живописи, византийской мозаике, готических витражах, японских гравюрах. В искусстве он видел творческое преображение жизни, в жизни — радостное претворение красоты. Многогранный художник — живописец и скульптор, поэт и керамист, он пришел слишком поздно и слишком рано. Гоген, как гармонически развитая личность, Гоген, как образец человеческого существа, остается еще невоплощенным идеалом грядущих эпох.

10 самых известных работ Поля Гогена

#10 День божества

Год создания: 1894

В Таити художник переезжает в 1891 году в поисках «спокойствия и искусства». Большую часть оставшейся жизни Гоген проводит именно там. Многие работы вдохновлены жизнью и бытом жителей Таити, как, например, и эта картина, разделенная на три горизонтальных слоя. Верхняя  часть преобладает поклоняющимися богине Хине и ритуалами в её честь. Три фигуры в центре, возможно, символизируют цикл рождения, жизни и смерти. Нижний фрагмент изобилует ослепительными и контрастными оттенками, выполненными в постимпрессионистской манере.

#9 Озорная шутка

Год создания: 1892

Гоген известен работами, в которых мечта и реальность сосуществуют. «Озорная шутка» является ярким примером этого. Две сидящие с красной собакой женщины занимают центральное место в картине. Образы мистичность и заколдованного мира создают женщины на заднем плане, которые поклоняются статуе. Несмотря на то, что работа в свое время не была принята с энтузиазмом, Гоген считал её одним из лучших своих произведений.

#8 La Orana Maria

Год создания: 1891

В этой работе тоже ощущается влияния визитов в Таити. В картине христианские фигуры Девы Марии и Иисуса превращаются в таитянских мать и дитя. Две другие женщины в стороне, подобно ангелам, поклоняются матери ребенка. «La Orana Maria» была хорошо принята зрителями и критиками.

#7 Портрет Ван Гога

Год создания: 1888

Дружба Ван Гога и Гогена была чревата ссорами и завершилась, когда Ван Гог лихо отрезал левое ухо. С тех пор они больше никогда не встречались, однако, продолжали переписку. Анализ отношений между ними представляет интерес для культуроведов и исследователей. Этот портрет изображает работу Гога над известной серией картин, посвященной подсолнухам.

#6 Борьба Иакова с ангелом

Год создания: 1888

Картина изображает библейскую сцену, в которой Иаков упорно борется с ангелом. Однако, эта сцена не занимает центральное место в произведении и проявляется через видение женщин, которые только что вышли с проповеди. Диагональный ствол дерева, проходящий через центр, создает визуальное разделение между женщинами и их видением, которое, по утверждению автора, является следствием проповеди.

#5 Больше никогда

Год создания: 1897

Картина создана в период стресса автора, связанного со смертью дочери и финансовыми трудностями, и навеяна знаменитой поэмой Эдгара По «Ворон»(1845), которая рассказывает историю о визите говорящей вороны к обезумевшему любовнику, оплакивающему потерю своей любви. Ворон усиливает страдания постоянным повторением слов «Больше никогда». Картина показывает таитянскую девушку в неудобной позе с выражением поэтической печали, возможно, оплакивая чью-то смерть. Тайну, как и в многих других картинах, добавляет одновременное изображение реальности и иллюзий. «Больше никогда» считается самой философской и поэтически богатой работой художника.

#4 Когда же замуж?

Год создания: 1892

Эта композиция изображает традиционно одетую женщину, позади которой фигура в западных одеждах. В феврале 2015 года картина была продана за 300 миллионов долларов. По состоянию на апрель 2016 — это самая высокая цена за произведение искусства.

#3 Желтый Христос

Год создания: 1889

Наряду с другой картиной под названием «Зеленый Христос», эта работа является одним из первых и наиболее важных произведений символизма. Желтый Христос показывает распятие Христа и молящихся женщин. Символизм наполняет картину, например, работающий на заднем плане человек отражает идею 19-го века уйти от городской жизни, вернуться к более примитивному быту.

#2 Дух мертвых не дремлет

Год создания: 1892

Во время своего визита на Таити, художник женился на местной женщине. Возвращаясь поздно ночью домой, молодая жена была сильно испугана, увидев, как фигура Гогена появляется из темноты. Считается, женщина приняла его за одного из легендарных демонов, которые служили причиной бессонных ночей многих местных. Именно этим инцидентом Поль Гоген вдохновлялся в процессе написания. Картина была воспринята холодно и осуждалась феминистками за «расизм и женоненавистничество».

#1 Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?

Год создания: 1897–1898

Самый известный шедевр Поля Гогена и одна из популярнейших картин постимпрессионизма, состоит из трех основных групп, иллюстрирующих вопросы, поставленные в названии. По словам художника, работу стоит изучать справа-налево. Считается, что отчаяние, вызванное смертью дочери в начале 1897, побудило живописца, после завершение картины, совершить попытку самоубийства (неудачную). Гоген считал эту работу своей лучшей картиной и грандиозной кульминацией своих мыслей.-