Судьба художника - Микеланджело

15.05.2018

Что известно точно о Микеланджело Буонарроти, это что он был человеком вспыльчивым, неуравновешенным, страстным и склонным к приступам ярости. Хотя любой уважающий себя итальянец должен обладать малой толикой подобных качеств, но Микеланджело даже среди своей вспыльчивой и эмоциональной нации. Известен был даже верный почувствовать на себе его вспыльчивость – назвать Микеланджело художником. Сам он себя считал скульптором, даже подписывался исключительно «Микеланджело Буонарроти, скульптор». Скульптуру он считал высочайшей формой искусства, но в европейскую и мировую культуру он вошел в первую очередь как художник.
Семья Буонарроти принадлежала аристократии, но ко времени рождения Микеланджело окончательно обеднела. Поэтому, когда будущий титан мысли объявил, что хочет стать художником, его отец Лодовико пришел в ярость, но скрипя сердцем устроил его учеником в мастерскую флорентийского художника. Однако надолго Микеланджело там не задержался – он постоянно ругался с наставником, и однажды тот не выдержал и указал на дверь. Но вскоре  он попал в скульптурный парк Медичи. Здесь Лоренцо коллекционировал древнюю и современную скульптуру, а также финансировал мастерскую перспективных скульпторов.

В 1492 году Микеланджело покидает Флоренцию, а когда возвращаются сюда через три года, республикой правит Джироламо Савонарола. Через год скульптор уже находится в Риме, где изготавливает скульптуры для кардиналов. Венец его работы в этот период - «Пьета». А в 1504 году он закончил «Давида», который принес ему известность во Флоренции. Эта слава дошла до ушей папы, и Юлия II приказал Микеланджело явиться ко двору. Первое время проект мавзолея объединял их, но вскоре Юлий загорелся новой идеей и забыл о художнике. Микеланджело не стал терпеть подобного отношения и без высочайшего позволения покинул Рим. Правда не надолго. Вскоре ему пришлось вернуться и на коленях просить прощения у папы. По наущению одного из недругов Микеланджело, Донато Браманте, Юлий поручил скульптору расписать плафон Сикстинской капеллы. Браманте, зная нелюбовь Микеланджело к живописи, надеялся, что он не справится с этой задачей и лишится покровительства понтифика.

Но Микеланджело взялся за дело, применив несколько оригинальных решений. При росписи он использовал сюжеты из Ветхого Завета, начинав Сотворением мира и закончив Ноем и потопом. Сюжеты образует единое целое, а их продуманное размещение спасает фреску от путаницы. По фрескам заметно, как художник постепенно набирался уверенности и опыта. Историю росписи Сикстинской капеллы Микеланджело окружает несколько мифов, например о том, что художник работал лежа на спине и в гордом одиночестве. Но это все не правда. Микеланджело рисовал стоя на лесах, подняв руки, а целый штат помощников готовил ему краски и штукатурку. Вполне вероятно за время работы, часть из них уволилась, хотя бы из-за тяжелых условий проживания. Дело в том, что вся команда жила в небольшой мастерской художника, где была всего одна кровать, а сам Микеланджело почему-то верил, что мытье причиняет вред здоровью, и старался не мыться. Следующим папой, разглядевшим в Микеланджело талант художника, стал Клемент VII, который поручил ему закончить роспись Сикстинской капеллы. Художнику нужно было создать заалтарную фреску «Страшный суд». Эта работа свидетельствует о том, что за тридцать лет творческой жизни Микеланджело отточил свое мастерство и более профессионально обращается с композицией и цветом. Художник закончил эту работу в 66-летнем возрасте, и остаток жизни посвятил исключительно скульптуре. За шесть дней до своей смерти, а ему было уже 88, Микеланджело бордо работал с «Пьету Ронданини».

После смерти мастера с ним произошло неприятное происшествие. За право похоронить мастера сражались Рим и Флоренция. Сначала прах художника упокоили в одной из церквей Рима, но племянник мастера, вывез труп Микеланджело из Рима, замаскировав гроб под товар. Только через 20 дней гроб был доставлен во Флоренцию, где любой желающий мог посмотреть усопшего или прикоснуться к нему. В конце концов, мастер нашел последний приют в старой церкви Санта Кроче. До 20 века Микеланджело был эталоном художника и скульптора, только модерн смог сдвинуть его с этого пьедестала. Мастер считал изображение обнаженного тела высшим художественным достижением. Но, насколько он прекрасно изображал обнаженных мужчин, настолько некрасивы его обнаженные женщины. Даже существует версия, что Микеланджело никогда не видел раздетую женщину. Эту версию косвенно подтверждает то, что художник никогда не был женат, а его немногочисленные отношения с женщинами были исключительно платоническими.

Иногда Микеланджело обвиняют в гомосексуализме, так как известно об его тесной связи с двумя молодыми мужчинами. В этот период было модно быть в отношениях с молодым приятелем и посвящать ему красивые сонеты. Но заходили ли их отношения так далеко – неизвестно, зато известно, что Микеланджело высказывался о пользе воздержания, поскольку считал, что оно продлевает жизнь. Если учесть то, что художник умер незадолго до своего 89-летия, возможно стоит задуматься о его словах.

Судьба художника - Микеланджело
Судьба художника - Микеланджело