Судьба художника - Рафаэль и его Мадонны

С именем Рафаэля Санти связано множество легенд и мифов. Современники считали, что он умер после очередной бурной ночи. А его Мадонны уже более четырех веков являются женским идеалом - в них пропорционально сочетаются духовная и физическая красота, искреннее счастье материнства. Но сейчас доказано, что у всех Мадонн римского периода творчества Рафаэля один прототип. Так кто же эта женщина, что заставила титана мысли думать только о себе? Из воспоминаний учеников художника Д. Романе и Ф. Пенни всплыло имя возлюбленной Санти - Маргариты Луги, а настоящая история их отношений до сих пор остается загадкой.

Для творчества Рафаэля характерна полная гармоничность, синтетичность и музыкальность. Художник не пытался, как Леонардо да Винчи, постичь внутренний мир человека, его картины не жгли яростным огнем, как у Тициана, ему был бесконечно далек дух трагического бунтарства Микеланджело.

Рафаэль Санти родился в небольшом городке Урбино (Умбрия) в живописца и поэта Джованни Санти. Отец с раннего детства приучал ребенка к живописи и преклонению перед искусством. В восьмилетнем возрасте художник потерял мать, а через три года он остался сиротой, и заботу о Рафаэле взял на го отца, а в 1500–1505 годах Рафаэль занимался под руководством главы умбрийской школы живописи – Пьетро Перуджино. Несмотря на местную популярность, молодой художник предпочел отправиться во Флоренцию, чтобы воочию наблюдать «битву гигантов» – живописном состязание Микеланджело и Леонардо да Винчи. Но и во Флоренции Рафаэль не затерялся – его многочисленные флорентийские Мадонны мгновенно его прославили. Слава художника летела впереди него. Его жизнь - лучший пример того, как стоит обращаться  с равными, и с теме выше и ниже нас. Рафаэль никому не завидовал, ни с кем не соперничал, не критиковал других. Он просто радовался жизни, людям, миру и возможности творить. Рафаэль не искал друзей или покровителей, но всегда был окружен ими. Поэтому нет ничего удивительного в том, что 25 лет он был приглашен к папскому двору.

Папа Юлий II поручил художнику заново расписать предназначенные три Ватиканские станцы (комнаты). И Рафаэль показал себя несравненным мастером огромных фресковых росписей. Все его росписи «идеальны»: к ним нельзя при­бавить или убрать малейший штрих, не нарушив «выверенную гармонию совершенства». Работа в станцах была столь объемна, что вскоре Рафаэль оброс многочисленными учениками, которыми руководил с отеческой любовью.
Главным достижением художественного гения Рафаэля является «Сикстинская Мадонна» (1514). Художник перепоручил все заказы в Ватикане своим ученикам, чтобы самостоятельно расписать церковь Святого Сикста в маленькой Пьяченце. Из-под его кисти вышел неповторимый образ Богоматери, соединивший божественную красоту матери и высшего религиозного идеала. В мире нет более совершенной Мадонны, чем Сикстинская. Однообразность женских образов римского периода объясняется тем, что моделью для всех них стала возлюбленная Рафаэля, известная как Форнарина. Эта женщина изображена и на портрете «Дама под покрывалом» (1514), который считается одним из величайших шедевров Высокого Возрождения. Ее называют как Музой, так  и злым гением Рафаэля, а их история любви имеет два противоположных «сценария».

Итак, сиенский пекарь Лути, по ряду причин обратился за помощью к своему земляку Агостини Киджи, который подарил ему небольшой домик и предоставил кредит. Одним из сокровищ пекаря была его 17-летняя дочь Маргарита, прозванной Форнариной, то есть Булочницей. Девушка была очень красива и была повенчана с Томазо Чинелли, пастухом в соседнем именье. Работавший в вилле Киджи Рафаэль заметил юную красавицу и попросил разрешения нарисовать ее. Девушка отправила художника к отцу – просить разрешения. За 50 золотых дукатов пекарь разрешил Рафаэлю рисовать дочь дни напролет, а переговоры с зятем взял на себя. Чтобы успокоить Томазо, Маргарита торжественно на алтаре выйти него замуж.

Избалованный преклонением женщин, Рафаэль впервые сам влюбился. Он засыпал возлюбленную подарками, обращался как к благородной донье и постоянно рисовал. Первое время Форнарина была исключительно моделью, но одна единственная ночь, проведенная с художником, заставила его потерять голову. Три тысячи золотых монет решили вопрос с отцом девушки, который совсем не страдал предрассудками. Рафаэль поселил Маргариту на шикарной вилле и на целый год забросил работу, отказывая даже папе Юлию II. Покровитель художника Агостино Киджи, в надежде ускорить выполнение заказов предложил Рафаэлю поселиться на своей вилле вместе с Маргаритой. Ловкая девушка, понимая, что потеря заказов грозит и потерей благосостояния, помогла уговорить художника, а сама же принялась «подбивать клинья» богатому и могущественному покровителю – Киджи. И ее начинания увенчались успехом, стареющий банкир даже помог ей осовободится от «домогательств» Томазо. Неудачного жениха схватили и заточили в темнице монастыря Санто-Козимо.

Маргарите оказалась ненасытной особой и без малейшего смущения старалась соблазнить учеников Рафаэля, хотя те старались всячески избежать любого контакта с ней. Но художник был слеп в своих чувствах. Шести лет Рафаэль днем рисовал, а ночью ублажал Маргариту. Такой марафон не мог не сказаться на его здоровье -художник стал слабеть на глазах. Лишь в последние мгновения своей жизни Рафаэль понял, что у его светлой Мадонны была черная душа. Булочница не тосковала о покойном. Она получила приличную сумму по завещанию и продолжала вести роскошную жизнь дорогой куртизанки. Известно, что  Маргарита Луги умерла в монастыре, но когда и как она туда попала – неизвестно. Эта первая версия истории любви великого Рафаэля и прекрасной Булочницы. Но многие не верят в то, что титан мысли мог купиться на женскую красоту и не заметить низменных мыслей. Наверно они придумали вторую легенду – чистую, идеальную и возвышенную, как картины мастера. Рафаэль познакомился с Маргаритой благодаря Агостино Киджи, который покровительствовал булочнику и привел художника познакомиться с юной красавицей. Санти мгновенно загорелся желанием нарисовать девушку. Первые сеансы проходили под строгим надзором тетки Маргариты. Когда тетка оставляла их ненадолго наедине, молодые люди просто смотрели друг на друга. Вскоре художник признал девушке в любви, но сказал, что не сможет жениться на ней. Но девушка была полна чувств и ради любви согласилась переехать к Рафаэлю. Художник купил дом в новом районе Рима, и оформил половину на Маргариту, чтобы не возникло лишних слухов.

Девушка практически не выходила из дома. Единственным ее собеседником был художник, но и этого ей хватало. Для нее не было большего удовольствия, чем наблюдать, как Рафаэль накладывает новый штрих на полотно. А Санти до последних мгновений жизни был поражен ее совершенством, нежностью и теплом. Из-за Маргариты Рафаэль из года в год переносил свою свадьбу с племянницей кардинала, ссылаясь на большое количество заказов. Но это было правдой - с 1514 года Рафаэль работал на износ. Он совмещал должности придворного живописца при папском дворе, главного архитектора Ватикана, «комиссара древности» и «префекта всех камней». Все это отнимало много сил и времени, а ему так хотелось рисовать свою любимую. После похода в каменоломни, где обнаружили античную статую, Рафаэль слег с лихорадкой. А сил, чтобы бороться с болезнью у истощенного организма уже не оказалось. Художник завещал свое состояние любимой женщине, ученикам и друзьям. По завещанию она получала полдома, шесть тысяч дукатов и картину «Мадонна с птичкой». Но ничего этого ей не понадобилось – после смерти Рафаэля она ушла в монастырь, где до конца дней оплакивала свою любовь.

Рафаэль умер в день своего рождения в 6 апреля 1520 года в Страстную пятницу. Ему исполнилось всего 37 лет. Он похоронен в Пантеоне, а рядом с ним, на правах невесты погребена Мария Довици, племянница кардинала Баббиены.
Какая версия более близка к истине уже не узнать, поэтому выбор остается только за вами.

"Мадонна с младенцем" (Madonna di Casa Santi) - первое обращение Рафаэля к образу, который станет главным в творчестве художника. Картина датируется 1498 годом. Художнику на момент написания картины было всего 15 лет. Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино.

"Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском" (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Мадонна Солли" (Madonna Solly) названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Картина датируется 1500-1504 годами. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Мадонна Пасадина" (Madonna di Pasadena) названа по месту своего нынешнего нахождения - городу Пасадина в США. Картина датирована 1503 годом.

"Мадонна с младенцем на троне и святые" (Madonna col Bambino in trono e cinque santi) датирована 1503-1505 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США).

"Мадонна Диоталлеви" (Madonna Diotallevi) названа по первоначальному владельцу - Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. "Мадонна Диоталлеви" датирована 1504 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения. В этой картине, как и во всех предыдущих, чувствуется влияние Перуджино - учителя Рафаэля.

"Мадонна Конестабиле" (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас "Мадонна Конестабиле" находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). "
Мадонна Конестабиле" считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

"Мадонна Грандука" (Madonna del Granduca) написана в 1504-1505 годах. В этой картине чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе.

"Малая Мадонна Коупера" (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

"Мадонна Терранува" (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев - итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Мадонна Ансидей" (Madonna Ansidei) датирована 1505-1507 годами и изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

 Мадонна Ансидей. Деталь

"Орлеанская Мадонна" (Madonna d'Orleans) написана в 1506 году. Картина называется Орлеанской, т.к. её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.

Картина Рафаэля "Святое семейство с безбородым святым Иосифом" (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Картина Рафаэля "Святое семейство под пальмой" (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

"Мадонна в зелени" (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

"Мадонна с щеглёнком" (Madonna del Cardellino) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится во Флоренции (Галерея Уффици). На картине изображена Дева Мария, которая сидит на скале, а Иоанн Креститель (слева на картине) и Иисус (справа) играют с щеглёнком.

"Мадонна с гвоздиками" (Madonna dei Garofani) датирована 1506-1507 годами. "Мадонна с гвоздиками", как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. "Мадонна с гвоздиками" Рафаэля - вариант "Мадонны с цветком" Леонардо да Винчи. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

"Прекрасная садовница" (La Belle Jardiniere) датирована 1507 годом. Картина находится в Лувре (Париж). Дева Мария на картине сидит в саду, держа младенца Христа. На одно колено присёл Иоанн Креститель.

Картина Рафаэля "Святое семейство с агнцем" (Sacra Famiglia con l'agnello) датирована 1507 годом. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке. Картина в настоящее время находится в мадридском музее Прадо.

Картина "Святое семейство Каниджиани" (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом. Картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека).

Картина Рафаэля "Мадонна Бриджуотер" (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина находится Эдинбурге (Национальная галерея Шотландии).

"Мадонна Колонна" (Madonna Colonna) датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Мадонна Эстерхаци" (Madonna Esterhazy) датирована 1508 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхаци. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Сейчас картина находится в Будапеште (Музей изобразительных искусств).

"Большая Мадонна Коупера" (Grande Madonna Cowper) написана в 1508 году. Как и "Малая Мадонна Коупера", картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

"Мадонна Темпи" (Madonna Tempi) написана в 1508 году, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека). "Мадонна Темпи" - одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи.

"Мадонна делла Торре" (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

"Мадонна Альдобрандини" (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев - семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

"Мадонна в голубой диадеме" (Madonna del Diadema blu) датирована 1510-1511 годами. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя. Картина находится в Париже (Лувр). 

"Мадонна Альба" (Madonna d'Alba) датирована 1511 годом. Картина получила название по имени владелицы - герцогини Альба. "Мадонна Альба" долгое время принадлежала Эрмитажу, однако в 1931 году была продана за рубеж и сейчас находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

"Мадонна с вуалью" (Madonna del Velo) датирована 1511-1512 годами. Картина находится в Музее Конде во французском городе Шантийи.

"Мадонна из Фолиньо" (Madonna di Foligno) датирована 1511-1512 годами. Картина названа по названию итальянского города Фолиньо, где она находилась. Сейчас картина находится в Ватиканской пинакотеке. Эта картина была написана Рафаэлем по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря Папы Римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.

"Мадонна с канделябрами" (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

"Сикстинская Мадонна" (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа - святая Варвара. "Сикстинская Мадонна" находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

"Мадонна дель Импанната" (Madonna dell'Impannata) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними - святая Елизавета и святая Екатерина. Справа - Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

"Мадонна в кресле" (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

 "Мадонна в шатре" (Madonna della Tenda) написана в 1513-1514 годах. Название картине дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина находится в Старой пинакотеке в Мюнхене (Германия).

"Мадонна с рыбой" (Madonna del Pesce) написана в 1514 году. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу). Картина находится мадридском Музее Прадо.

"Прогулка Мадонны" (Madonna del Passeggio) датирована 1516-1518 годами. На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф. Картина находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).

Картина Рафаэля "Святое семейство Франциска I" (Sacra Famiglia di Francesco I) датирована 1518 годом и названа в честь владельца - короля Франции Франциска I, сейчас картина находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном - Иоанном Крестителем. Позади - фигуры двух ангелов.

Картина Рафаэля "Святое семейство под дубом" (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

"Мадонна с розой" (Madonna della Rosa) датирована 1518 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью "Agnus Dei" (Агнец Божий). Позади всех - святой Иосиф. На столе лежит роза, котрая и дала название картине. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

Картина "Малое святое семейство" (Piccola Sacra Famiglia) датирована 1518-1519 годами. Картина, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа "Малым святым семейством", чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины "Большое святое семейство" ("Святое семейство Франциска I").