387 subscribers

Кому шипы? Кому липучку? Выбор колес, и не только на зиму…

Кому шипы? Кому липучку? Выбор колес, и не только на зиму…

Шины на зиму

Многие склонны считать, что шипованная покрышка на зимней дороге панацея от всех бед. Так ли это? Почти!

За шипы однозначно голосуют своими кошельками те, кто много ездит по обледенелым дорогам — эффективность торможения на льду у таких покрышек очень высока. А вот на голом асфальте автомобиль делается более шумным, и тормозной путь (как это ни смешно) так и вовсе удлиняется. Не сильно, но на порядочные 10-12%. А сколько это в метрах с «городской» скорости 60 км/час? Посчитаем, и арифметика тут довольно проста.

Я не буду загружать читателя формулами и коэффициентами, все эти выкладки и расчеты можно найти в любом поисковике (даже применительно конкретно к твоей машине), поэтому сразу скажу итог — в идеальных условиях легковой автомобиль классов В, С и, может быть, еще класса D останавливается в пределах 20-25 метров. К меньшей цифре прибавим хотя бы «несчастные» 5% и получится, что автомобиль с шипами на сухом асфальте вместо 20-ти метров остановится через 21 метр. А что такое лишний метр тормозного (а точнее — остановочного) пути? Это — почти капот машины!

Или по-другому — половина моторного отсека. В зависимости от «стартовой» скорости, когда было обнаружено препятствие, а также от силы удара — это могут «случиться» и бампер с фарой и углом крыла, и подрамник с лонжероном (лонжеронами).

Кому шипы? Кому липучку? Выбор колес, и не только на зиму…

В снежно-грязевой каше или в глубоком рыхлом снегу эффективность шипов также невелика. Для глубокого снежного покрытия как раз выбирают узкие и так называемые «зубастые шины». А если вы полагаете, что в вашем регионе «просто зима», то и резина она у вас должна быть мягкая, она будет тормозить и по асфальту, и по снегу. Называется — липучка. Ее характеризует огромное количество мелких ламелей, которыми шина, словно коготками, цепляется за каждую неровность.

Кому шипы? Кому липучку? Выбор колес, и не только на зиму…

Иногда, так бывает, что продается резина не шипованная, но «под шипы». На этом можно сэкономить, а зашиповать ее самостоятельно или «не задорого» в профильном автосервисе. И подчеркну, поскольку это важно — не в любом  придорожном шиномонтаже. Если отверстия в протекторе под установку шипов выполнены на самом заводе, то такую покрышку предпочтительно зашиповать сразу же после покупки, иначе песок и грязь забьют (а потом и разобьют) посадочные отверстия, и колесо станет непригодным для ошиповки. Не годится также и «скромная» (неполная или частичная) шиповка, тут как раз «лучше переспать, чем не доесть». Максимальное количество шипов конкретно для ваших покрышек (и для вашего автомобиля) вы также можете найти в интернете.

Кому шипы? Кому липучку? Выбор колес, и не только на зиму…

А что такое всесезонная покрышка?

Это компромисс, причем с двояким смыслом, и — в худшую сторону; такое колесо — не самый идеальный вариант ни для летней жары, ни для зимних холодов.  Из своего личного опыта могу сказать, что, будучи водителем активным, я предпочитаю, во-первых, колёса только по сезону (летом летние, а зимой зимние), а во-вторых, езжу я исключительно на моделях — лидерах всевозможных рейтингов и тестов. Заранее готовлюсь к покупке, то есть перечитываю материалы автомобильных изданий, а многие из них не только участвуют в показательных тестах, проводимых шинниками, но и проводят свои собственные. А это такие ведущие автомобильные издания, как «Авторевю», «За рулём», «Колёса.ру» и некоторые другие — со своим измерительным оборудованием, инструментами и со СВОИМИ ЖЕ СОБСТВЕННЫМИ выводами относительно показателей тех или иных производителей и их изделий.

Также хочу пересказать один мой разговор… с домохозяйкой, матерью двоих детей, владелицей Hyundai Tucson. Дело было на автомойке, где частенько и происходят неторопливые разговоры между автомобилистами. «Я круглый год езжу на всесезонке, — сказала она. — Весь вопрос в выборе скорости».

И я вдруг ей искренне поверил и даже зрительно представил — что по городу она ездит не быстрее 50-60 км/час, что за городом ее скорость редко превышает отметки «70» и «80», и что рельсы с бордюрами она преодолевает «шёпотом» и «на цыпочках». И, соответственно, ее колеса при этом выхаживают по полторы-две нормы пробегов до лысого протектора (впрочем, подозреваю, что и до «нулевого» износа она свои колеса также не доводит).

Кому шипы? Кому липучку? Выбор колес, и не только на зиму…

Однако быть слугой у четырех сезонов достаточно сложно. Не рискуйте, если вы энергичный водитель и покупайте колеса по сезону, а если вы неторопливый пенсионер или такая вот домохозяйка, то и всесезонка, конечно же, подойдет.

Шины на лето

Также надо себе отчетливо представлять, что если вы желаете комфорта, то вам нужен один тип резины, а если хотите высокой скорости и одновременно безопасности, то — другой. Сегодня каждое колесо (от каждого производителя) имеет свой состав силики, уровень износостойкости, жёсткость каркаса, так называемый выбег, коэффициент сопротивления качению и ещё массу других показателей.  Примечание: У зимних и летних колёс все эти параметры разные, и шины  отличаются друг от друга не только формой протектора, его глубиной и наличием/отсутствием шипов.

В зависимости от региона проживания (сухой или дождливый сырой), в зависимости от условий эксплуатации (город-загород, степь-горы), а главное — в зависимости от стиля езды и нужно подбирать себе летние шины.

Повторюсь — предварительно перечитайте итоги (хотя бы даже и прошлогодних) независимых тестов и однозначно не руководствуйтесь отзывами на так называемых «рекомендательных» ресурсах и всевозможных «отзовиках». Проплаченных отзывов и «впечатлений» там более чем предостаточно.

Кому шипы? Кому липучку? Выбор колес, и не только на зиму…

Существует также еще вот какое расхожее мнение, мол «северный» производитель Nokian однозначно «не умеет» делать летние шины, как и в зимних  покрышках «не разбираются» Pirelli и, например, Michelin. Поверьте, сегодня все они и «умеют» и «разбираются». Консультируйтесь с профильным спецом.

Монтаж и шинодемонтаж

Еще один важный вопрос, над которым мало кто задумывается — неправильный монтаж может стать причиной несчастного случая при повреждении покрышки или диска, а также, например, при халтурной балансировке. В первую очередь, я обращаю внимание на оборудование, на котором мне будут делать этот самый шиномонтаж. Есть гаражные и придорожные варианты, а есть универсальные многопрофильные сервисы, где, используется только фирменный брендовый инвентарь. Разница заключается даже в инструменте, который прилагается к подобному оборудованию. Казалось бы, элементарные вещи — балансировочный станок, монтировки, лопатки и все другие прилагающиеся комплектующие — не замечали ли вы? — на уважающем себя автосервисе всё это «несколько иного характера», чем в обычной шиномонтажке.

Кому шипы? Кому липучку? Выбор колес, и не только на зиму…

Покрышку необходимо монтировать так, чтобы маркировка находилась с внешней стороны колеса, за исключением шин с указанным направлением вращения, с белой (синей, зеленой) боковиной или с так называемым защитным поясом на боковине. Монтаж бескамерной шины допускается только на дисках, которые предназначены для бескамерных шин (сегодня их, слава богу, большинство). Не рекомендуется монтировать бескамерную шину вместе с камерой на диск с ободом для бескамерной шины, — а такое случается, сам видел!

При монтаже бескамерных шин следует использовать вентиль, соответствующий данному ободу (диску). И монтировать новый вентиль (или новую уплотнительную прокладку при использовании металлических вентилей) необходимо при каждой сезонной замене покрышки.

Чтобы облегчить хорошее прилегание шины к борту диска, после монтажа ее следует накачать до 3,5 бар, а затем «сбросить» и довести давление до уровня, указанного в инструкции к вашему авто. Давление в колесах следует проверять исключительно утром перед выездом или минимум после пяти часов простоя автомобиля. Соблюдение норм по внутреннему давлению имеет значение для безопасности — избыточное давление экономит топливо, но «убивает» протектор, а недостаточное приводит к перегреву шины и ее преждевременному износу, и даже к разрушению. После переобувки, приблизительно через тысячу километров, следует снова посетить шиномонтаж и перебалансировать колеса — это железное правило. Почему?

А потому что, с инженерной точки зрения, колесо и дорогу следует рассматривать, как сопряженную пару деталей, которой нужно некоторое время «моточасов», чтобы притереться друг к другу. Именно по этой причине в последние годы производители НЕ рекомендуют переставлять колеса в процессе эксплуатации. Ведь после перестановки (считай, после разборо-сборочных работ) сопряженной  паре снова нужно приработаться друг к другу, а первоначальный период притирки — самый интенсивный в плане износа. Из личного (многодесятилетнего) опыта могу сказать, что НЕ ПЕРЕСТАВЛЯЮ, и колеса ходят дольше.

Впрочем, все эти рекомендации, требования и правила знает (или должен знать) каждый шиномонтажник. Вопрос — а знает ли?

Поэтому повторю — доверяйтесь профессионалам.

Сергей Жебаленко

автомобильный инженер, журналист