387 subscribers

Машина не завелась зимой (дизель/бензин) — причины, как не попасть в подобную ситуацию

Машина не завелась зимой (дизель/бензин) — причины, как не попасть в подобную ситуацию

И начну с частого случая, поскольку — сезон, зима! Именно в зимнее холодное и особенно в морозное время вылезают наружу все имеющиеся болячки в автомобиле и даже только-только начинающиеся. И что самое смешное (или печальное) — чаще всего сталкиваешься с неисправностями и поломками как раз ранним утром рядом с холодным замерзшим автомобилем. Тут ехать надо, дел «за гланды», а машина не заводится!

  1. Аккумуляторная батарея — АКБ. Она сразу дает о себе знать в морозное утро, и опытные водители аккумулятором озадачиваются еще осенью. Если аккумулятор обслуживаемый, то ему следует и дистиллированной водички или раствора электролита долить до уровня, и плотность раствора довести до нормы, и подзарядить, если нагрузочные инструменты того потребуют. Но делать это желательно в многопрофильном автосервисе, где есть аккумуляторный цех или аккумуляторщик. Самостоятельно — уж слишком сложно и хлопотно.

Если аккумулятор - необслуживаемый, то следует залезть в бортовой журнал или по памяти вспомнить, сколько зим он уже проработал под твоим капотом. Современный качественный АКБ «живет» от 4-х до 6-ти лет; потом — однозначная замена, даже если до холодов еще далеко. В морозы цены на аккумуляторы (да и вообще затраты на покупку АКБ, включая такси на рынок и обратно) растут пропорционально темпам опускания столбика термометра.

Примечание: Покупать следует либо дорогой АКБ, либо из средней ценовой категории; дешевые зачастую живут максимум две зимы, тому примеров исследований и независимых тестов аккумуляторов  — полный интернет.

Машина не завелась зимой (дизель/бензин) — причины, как не попасть в подобную ситуацию
  1. Стартер крутит медленно по двум причинам: или слабый аккумулятор (смотрите выше), или не в порядке система запуска, в том числе и сам стартер — грязный, с окисленными контактами и тд. А если он крутит бодро, но автомобиль все равно не заводится, то вспоминаем то самое древнее шофёрские правило - искра и бензин.
  2. Свечи (в бензиновом ДВС) проверяют в первую очередь. Если между электродами пробивает искра, то лезем дальше, в систему питания.

Примечание: в команде со свечами работает целый дивизион устройств, начиная с ЭБУ и заканчивая проводами высокого напряжения и катушками зажигания, которых в современном авто на каждом цилиндре. Можно, конечно, и старые свечи прокалить на домашней газовой горелке, а потом наждачкой или железной щеткой навести блеск на концах электродов, да еще не забыть правильный зазор выставить, но лучше — поменять свечи. Во-первых, комплектом, а во-вторых, покупать и устанавливать нужно свечи только того типа и тех характеристик, которые предписал вашему двигателю (и автомобилю) его производитель.

  1. Система питания также состоит из целой команды устройств, датчиков, актуаторов и тд. В современном инжекторном моторе впрыск топлива увидеть невозможно, но по косвенным признакам можно найти «слабое звено»:
  • топливный насос (насосы),
  • фильтр или фильтры,
  • ТНВД (в дизелях и современных так называемых высокопроизводительных моторах),
  • другие приборы, механизмы и устройства системы питания.

Зимой довольно часто банально замерзает топливо, в частности, солярка не по сезону. Выручают специальные присадки, но не всегда. Также, случается, замерзает вода в топливопроводах, в том числе и на бензиновых моторах, именно поэтому производители так настоятельно рекомендуют придерживаться сроков и регламентов технического обслуживания, в том числе и — топливной системы.

Примечание: эвакуация автомобиля в теплое помещение, конечно же, помогает, но на разморозку и поиск неисправности уходит полдня, если не весь потерянный рабочий день. Поэтому рекомендация — готовьте сани осенью, заблаговременно и превентивно посетив профильный вашему автомобилю сервис.

  1. Случается еще и так, что загустевает моторное масло. Подобную причину частенько указывают на всевозможных автомобильных интернет-ресурсах, рекомендуя «…на случай морозов заливать масло по сезону или, как минимум, с вязкостью 5W40 или 0W30». Подобные «рекомендации» читать смешно, поскольку знающий автомобилист и так пользуется моторными маслами (и другими эксплуатационными жидкостями и материалами) согласно требованиям и условиям своего дилера и своего региона проживания/эксплуатации.

Примечание, из личного опыта. О присадках. Я довольно часто пользуюсь всевозможными реметаллизаторами, лубрикантами и другими подобными препаратами. Из предлагаемых на рынке специальных присадок я ВСЕГДА покупаю исключительно лидеров отрасли, предварительно изучив материалы независимых тестов (и я лишний раз подчеркну, поскольку это важно — НЕЗАВИСИМЫХ тестов). Также из личного и многодесятилетнего опыта скажу, что содержание систем и механизмов двигателя (и вообще автомобиля) в надлежащем исправном состоянии (и не только накануне зимы) — 100-процентный залог исправной его работы. Рекомендую: почаще навещайте многопрофильный автосервис, и «будет вам счастье».

Машина не завелась зимой (дизель/бензин) — причины, как не попасть в подобную ситуацию

Другие причины, почему не заводится автомобиль

Наиболее частые из них я подытожу:

  • Аккумулятор;
  • Стартер;
  • Генератор или вообще система энергоснабжения автомобиля;
  • Свечи и другие устройства системы зажигания.
  • Система питания вообще, и подачи топлива в частности...

Но справедливости ради нужно сказать, что в современном автомобиле и системой питания, и системой зажигания, и газораспределительным механизмом - в совокупности со всеми другими механизмами и системами ДВС,  управляет ЭБУ — мозг автомобиля, аббревиатура которого расшифровывается как электронный блок управления. И этих ЭБУ в ином автомобиле бывает даже не два и не три.

Машина не завелась зимой (дизель/бензин) — причины, как не попасть в подобную ситуацию

Причин неисправностей только в основных системах — питания и зажигания, то есть искрообразования и правильного смесеобразование — несколько десятков, если не сотен. Может выйти из строя (уже умерло или еще только умирает) какое-то только одно рабочее звено в длинной цепи приборов и устройств в инжекторной системе питания и двигатель не заведется. А в этой «цепи» — датчики массового расхода воздуха, давления (воздуха и масла), положения коленчатого и распределительного валов, температуры жидкости, различные актуаторы и регуляторы (холостого хода, дроссельной заслонки) и тд и тп и проч.

Я уже не говорю о самой «больной теме» — топливных форсунках, которые ВСЕГДА имеют «забитые» и деформированные калиброванные сопла из-за отложений и нагаров, либо наоборот «разбитые» — в дизелях. О методах диагностики подобных неисправностей и методах чистки форсунок — также полный интернет. Любое из всех вышеназванных звеньев может забарахлить, и автомобиль не заведется, будь это хоть летом, хоть зимой. Будь это хоть бензин, хоть дизель.

Поэтому повторюсь, еще раз, поскольку это критически важно — доверяйтесь профессионалам и чаще навещайте профильный вашему автомобилю, а еще лучше — многопрофильный профессиональный автосервис.

Сергей Жебаленко

автомобильный инженер, журналист