О чистоплотности языком статистики

Как мылись в русской печи. Начало XX века. Источник: https://yandex.ru/images/
Как мылись в русской печи. Начало XX века. Источник: https://yandex.ru/images/

Вкус к чистоте… воспитывает свобода нации. (Д. Дидро)

В первые годы ХХ века представители Российской империи забили тревогу по одному из душещипательных поводов. Объектом стала чистоплотность русского населения. Как выяснилось, именно этот параметр является знаковым показателем культурности жителей государства.

В 1908 году в Вологде, к примеру, сосчитали объемы потребления мыла. Выяснилось, что количество этого душистого средства гигиены, использованного за год горожанами, ничтожно мало. А ведь промышленное производство мыла было налажено ещё при Петре I! К ХХ веку пользоваться этим средством уже мог почти каждый желающий.

Уже в XVIII веке на гербе одного из городов Российский империи, главном центре мыловарения, - Шуе, был изображен брусок мыла:

"Въ верхней части щита гербъ Владимiрскiй. Въ нижней - въ красномъ поле, брусъ мыла, означающiй славные находящiеся въ городе мыльные заводы".

Даже песни про мыло в государстве нашем складывали:

«И я встану младёшенька,
Раним-рано ранёшенько.
Я умоюсь младёшенька,
Шуйским мылом белёшенько».

Мыло 19 века. Источник: https://yandex.ru/images/
Мыло 19 века. Источник: https://yandex.ru/images/

Были известны и московские производители ароматного средства. На слуху у населения парфюмерная фабрика Анри Брокара «Брокар и Ко» и «Товарищество высшей парфюмериии А. Ралле и Ко». Мыло выпускали «Невское стеариновое товарищество» в Санкт-Петербурге, Воронежский мыловаренный завод «Финист» и др. фабрики.

Парфюмерия русских бояр Товарищества А. Ралле и К. Плакат. Москва, 1900-е годы. Источник: Русский графический дизайн / Авт. текста: Е.Черневич; Сост.: М.Аникст, Н.Бабурина; Дизайн: М. Аникст. - М. : Внешсигма, Б.г. (1997). - с. 96.
Парфюмерия русских бояр Товарищества А. Ралле и К. Плакат. Москва, 1900-е годы. Источник: Русский графический дизайн / Авт. текста: Е.Черневич; Сост.: М.Аникст, Н.Бабурина; Дизайн: М. Аникст. - М. : Внешсигма, Б.г. (1997). - с. 96.

Что же произошло в таком случае с населением государства, где работает такая обширная мыловаренная промышленность? Задумались над этим и обычные горожане. Однако ответ найти не смогли.

Баня русская. Начало 20 века. Источник: https://yandex.ru/images/
Баня русская. Начало 20 века. Источник: https://yandex.ru/images/

Статистика в то же время показывала и другие важные факты. В городах уменьшилось и потребление воды. А она, как известно, тоже имела отношение к культурности населения. Санитарно-гигиеническое благополучие было прямо пропорционально количеству расходуемого городами жидкого природного ресурса. Всё это указывало на низкую интенсивность в стремлении жителей к опрятности и чистоте, что в свою очередь служило залогом плохого здоровья!

В Вологде к тому времени уже был водопровод. Он исправно поставлял воду горожанам. Стало известно, что к началу ХХ века жители города использовали не более 3— 4 ведер воды в день на человека. Стыд и срам, товарищи!

Водонапорная башня. Вологда. Начало 20 века. Источник: www.booksite.ru
Водонапорная башня. Вологда. Начало 20 века. Источник: www.booksite.ru

Сравним количество используемой воды с объемами её потребления в других городах. В Одессе на каждого жителя приходилось аж до 6 вёдер воды, что вдвое превышало наши местные показатели. Грустно…

Остается неизвестным, какова статистика частоты мытья в нашем государстве на сегодняшний день. Однако стоит помнить, что культура наша российская, как выяснилось, – она же «чистота» - это не только «чисто «Тайд», а и вода, потребление которой мы каждый день усиленно снижаем и контролируем!

По материалам газеты «Вологодская жизнь», 1908 год, № 2