Реэкспортные схемы подрывают дееспособность Евразийского Экономического Союза

This article contains information about products that may be harmful to your health.
Реэкспортные схемы подрывают дееспособность Евразийского Экономического Союза
Реэкспортные схемы подрывают дееспособность Евразийского Экономического Союза

18 – 19 ноября в Ереване прошло очередное заседание Межправительственного Совета Евразийского Экономического Союза. Несмотря на общий благостный фон и новые подписанные документы, некоторые внешнеполитические обстоятельства и по сей день мешают эффективно решать проблему реэкспорта продукции из стран дальнего зарубежья через зоны свободной торговли, создаваемые ими с некоторыми участниками ЕАЭС. Следствием столь «прагматичного», если так можно выразиться, курса, стали являться растущие незаконные реэкспортные поставки (см. таблицу).

По последним оценкам торговой статистики, данные поставки увеличились в РФ за январь-октябрь 2021 года более чем на треть, причем до 80% объема реэкспорта приходится на китайскую продукцию, «переименованную» во вьетнамскую, казахстанскую или кыргызстанскую.  Очевидно, что этот, если называть вещи своими именами, демпинговый товаропоток, снижает не только конкурентоспособность экономики РФ, но и дееспособность Евразийского союза в целом. Казахстан с Киргизией являются его полноправными участниками, в то время как Вьетнам с 2017 г. находится в зоне свободной торговли с ЕАЭС. Проблема незаконного реэкспорта в Россию через «евразийские» лазейки обсуждаются уже который год, однако реальных подвижек поныне не наблюдается. Не в последнюю очередь – потому, что партнёры России не поддерживают торговые контрсанкции в отношении Запада, введённые Москвой в качестве ответной меры на враждебные действия Вашингтона и Брюсселя в 2014 году после крымских событий.

Основная реэкспортная схема в ЕАЭС
Основная реэкспортная схема в ЕАЭС
Основная реэкспортная схема в ЕАЭС

По-видимому, как полагают в Москве, введение жестких антиреэкспортных мер способно усилить политико-экономическое сближение партнёров по ЕАЭС не только с Турцией, активно продвигающей собственный интеграционный проект, но также с Китаем и «коллективным Западом». По некоторым данным, уже сегодня не менее 70% объема торговли КНР с Казахстаном и Киргизией осуществляется фактически в режиме свободной (т. е. беспошлинной) торговли, что также благоприятствует нелегитимному реэкспорту и в эти страны, и через них – в Россию. В этой связи, новым косвенным вызовом российской стороне является поэтапный ввод в действие с середины ноября беспрецедентно обширной зоны свободной торговли (ЗСТ) в составе КНР, всех стран АСЕАН (10), включая Вьетнам, а также Японии, Австралии, Новой Зеландии (1) и Южной Кореи. Напомним, соглашение о всестороннем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП) было подписано в 2020 году 15 странами Тихоокеанского региона (без США), 10 из которых – члены АСЕАН и ещё 5 – их крупнейшие торговые партнеры: Китай, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия. ВРЭП вступит в силу через 60 дней после ратификации его, по меньшей мере, шестью  входящих и тремя не входящих в АСЕАН стран. Среди первой группы стран соглашение уже ратифицировали Бруней, Камбоджа, Лаос, Сингапур, Таиланд и Вьетнам, а среди второй – все, кроме Южной Кореи.

Участники ВРЭП; точками обозначены участвующие в этой зоне острова под управлением Австралии и Новой Зеландии (Примечание 1)
Участники ВРЭП; точками обозначены участвующие в этой зоне острова под управлением Австралии и Новой Зеландии (Примечание 1)
Участники ВРЭП; точками обозначены участвующие в этой зоне острова под управлением Австралии и Новой Зеландии (Примечание 1)

Как будет работать столь разношёрстное торговое пространство, отягощённое резкими политическими противоречиями (хотя бы между Пекином и Канберрой) – доподлинно неизвестно. Характерно, однако, наличие в новоиспечённой «зоне свободной торговли» Австралии, включённой в санкционную «дуэль» с Россией, что предполагает рост контрабанды из «страны кенгуру» через Вьетнам.

О каких-либо консультациях в этой связи с Пекином или Ханоем Евразийская Экономическая Комиссия официально не сообщала. Между тем, за незаконный реэкспорт в России в отношении Вьетнама ею недавно были ведены защитные торговые меры.

Словом, неудивительно, что Коллегия Евразийской экономической комиссии с августа с. г. постановила ввести защитную меру в отношении текстильных товаров, ранее ввозимых из Вьетнама по нулевой ставке пошлины. Имеются в виду пошлины почти на 80% ассортимента товаров лёгкой промышленности Вьетнама, поставляемых в страны Союза. Решение касается весомой (примерно 40-процентной) доли в общей стоимости вьетнамского экспорта в ЕАЭС. По данным ЕЭК, данная мера введена «в связи с превышением объемов импорта в 2020 г. в сравнении с установленным уровнем». В отношении попавшей под ограничения вьетнамской продукции «будут уплачиваться ввозные пошлины в 1,5-2,2 евро за килограмм в зависимости от вида товара». Как отметил министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, вьетнамским поставщикам предоставлены «серьёзные возможности поставок на рынок Евразийского союза. По ряду чувствительных видов товаров (включая товары легпрома – Ред.) определены ограничения по объемам, но мы фиксируем значительное превышение установленных объемов. Такие факты требуют реагирования». При этом до 80% этих поставок направляется в Россию.

Источник
Источник
Источник

Вьетнамские контрагенты наращивают поставки выше оговоренных объемов за счёт увеличения реэкспорта в ЕАЭС товаров из стран, с которыми Вьетнам составляет зоны свободной торговли. Помимо Китая, это Индия, а также Европейский Союз, объявивший в 2014 году России санкционную «войну». В соглашении между ЕАЭС и Ханоем вопросы недопущения незаконного реэкспорта товаров и услуг отрегулированы, мягко говоря, половинчато, как «размыты» и меры взаимной ответственности за выявление незаконного реэкспорта. К примеру, данное соглашение предусматривает беспрепятственные взаимопоставки даже в случае несоответствия в информации о стране происхождения товара. Согласно статье 4.19, «если в сертификате о стране происхождения товара заявлено несколько товаров, то урегулирование проблемы, возникшей в отношении одного из перечисленных товаров, не должно приводить к задержке в предоставлении преференциального режима остальным товарам, указанным в сертификате о происхождении товара».

Очевидно, что такой подход юридически способствует незаконному реэкспорту, но как это сочетается с упомянутым введением защитных мер в отношении вьетнамского экспорта в РФ / ЕАЭС? Эффективными ли окажутся попытки устранения последствия столь «вольготного» соглашения по ЗСТ, без корректировки текста этого самого соглашения? И не факт, что аналогичные защитные меры придется вводить по мере вступления в силу соглашения о ВРЭП?

Тем временем, уже учреждены зоны свободной торговли ЕАЭС также с Сербией, Сингапуром, в процессе – оформление аналогичной зоны с Ираном, прорабатываются аналогичные документы с Камбоджей, Индонезией, Таиландом, Южной Кореей. И везде – с учётом «льготного» регулирования вопроса о стране происхождения товаров, поставляемых из соответствующих стран в регион ЕАЭС.

Таким образом, внешнеполитические факторы по-прежнему превалируют при разработке соглашений ЕАЭС по зонам свободной торговли с третьими странами. Вопрос же о том, способствует ли подобный подход дееспособности ЕАЭС и конкурентоспособности экономик входящих в него государств, по-прежнему остаётся открытым…

Алексей Балиев

Примечание

(1) Новая Зеландия в 2012-2014 гг. вела переговоры о ЗСТ с РФ-ЕАЭС, прерванные после крымского референдума. В июне 2017 г. замминистра сельского хозяйства РФ Е. Громыко и новозеландский посол в РФ И. Хилл обозначили возможное возобновление этих переговоров. Но за их рамками остаются протектораты Новой Зеландии – о-ва Кука, Ниуэ и Токелау, являющиеся реэкспортными каналами в регион ЕАЭС. Соответственно, все они обозначены в таможенно-торговом реестре РФ как самостоятельные торговые партнеры, равно как и австралийские о-ва Рождества и Кокосовые в Индийском океане, легализующие реэкспорт в Россию из Австралии и других стран региона.