«Всемирный день хлопка» и американская геополитика «белого золота»

<100 full reads
114 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 39% of the total page views
5,5 minutes — average reading time
«Всемирный день хлопка» и американская геополитика «белого золота»

По инициативе корпорации «Cotton-USA», объединяющей крупнейших производителей и экспортеров США по хлопку-сырцу, с 2019 года 7 октября объявлен Организацией Объединённых Наций «Всемирным днём хлопка». Это вполне симптоматично, ибо примерно с этого времени Вашингтон активизирует политику, нацеленную на обеспечение привязки интересов стран-производителей/экспортёров хлопка к политике США в отношении России и не только.

Издавна являясь крупнейшим поставщиком сырца на мировой рынок – с долей свыше 20% в объеме мирового рынка по этому сырью – США периодически под разными предлогами вводят запреты на ввоз хлопкового сырья из ряда крупных поставщиков – Китая, Туркменистана, Узбекистана. В основном, это делается под предлогом «использования детского труда» и/или «притеснений национально-конфессиональных меньшинств». Бывает, что такие запреты через один-полтора года ослабевают или вовсе отменяются, но затем всё возобновляется по новой…

Так, в конце 2020 года под обоими вышеупомянутыми предлогами вводился запрет на ввоз хлопка-сырца из КНР, и хотя к сегодняшнему дню это эмбарго было ослаблено – мировые цены на хлопок за полтора года взлетели более чем наполовину. Это отвечало интересам США, сокративших для этого собственный экспорт, в то время как прочие поставщики не смогли и не могут оперативно восполнять выпадающие американские или китайские объемы по экспорту. Доля же китайского сырца в объеме мирового рынка по этому сырью варьируется от 20 до 25% включительно – что сопоставимо с долей Америки.

В результате среднемировая цена этого сырья для импортёров хлопка, включая Россию (около 15% общемирового импорта), повысилась за 2020 – сентябрь 2021 гг. более чем наполовину. Ситуация для российской стороны усложняется и тем, что основные, помимо КНР, поставщики хлопка, а именно Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан, вот уже несколько лет реализуют программы по сокращению экспорта хлопка-сырца. Разумеется, это способствует росту экспортных цен.

В результате свыше половины российских хлопкоперерабатывающих мощностей, по оценкам (2021 г.) отраслевых бизнес-ассоциаций текстильной и лёгкой промышленности, оказываются под угрозой закрытия, с очевидными последствиями и для социальной сферы.

Между тем, поставки сырца теми же странами в США вовсе не отменяются: по имеющимся оценкам, они, особенно из Узбекистана и Туркменистана, поэтапно увеличиваются на протяжении последних 10 лет. Таким образом, американская «хлопковая» политика нацелена на обеспечение рынка США дешёвым импортным сырьем. Одновременно, путём ценовых (а по сути, внешнеполитических) «манипуляций» в отношении ряда крупных поставщиков и/или импортеров, взвинчиваются мировые цены.

По мнению президента СОЮЗЛЕГПРОМа (РФ) Андрея Разбродина, такую политику следует рассматривать в качестве составной части геополитической стратегии Вашингтона. В этой связи эксперт отмечает, что «запрет на импорт в США сырца из Туркменистана и Узбекистана был введен в 2016-2019 годах, из-за чего мировые цены поднялись не менее чем в полтора раза. Это было выгодно и США, которые в числе крупнейших экспортеров сырца». Впоследствии эти запреты, были фактически сняты или ослаблены, «зато цены закрепились на высоком уровне, лишь незначительно снизившись».

При этом американцы, как отмечает А.Разбродин, обеспечивают не только свои экспортные интересы, «но и подыгрывают «избранным» странам» (включая центральноазиатские страны – прим. ред. «ВПА»). Под предлогом индустриализации своего экспорта они «выборочно» прекращают экспорт сырья или заинтересованы в том, чтобы повышать цены на своё сырье для стран – основных его покупателей.

К примеру, с 2020 года в Ташкенте фактически отказываются поставлять сырец (и его первичные полуфабрикаты) в РФ, мотивируя это приоритетом в национальном экспорте готовой продукции. Схожие тенденции на российском направлении с 2020-21 гг. начинают проявляться в экспортной политике Таджикистана и Туркменистана.

При этом, следует подчеркнуть, что сырец из стран Центральной Азии идёт за океан. Так, Агентство продвижения экспорта при министерстве инвестиций и внешней торговли Узбекистана, наняло в США компанию Xenophon Strategies, специализирующуюся на связях с бизнесом и общественностью, для окончательной отмены в США бойкота узбекистанского хлопка. Согласно информации Foreign Lobby Report, данное агентство согласилось заплатить указанному партнёру до 600 тыс. долл.

Уже которое десятилетие Запад противится созданию международной организации стран-экспортеров этого сырья, этакой «хлопковой ОПЕК», с аналогичными функциями регулирования производства и экспорта этого товара и т.д. В созданном в 1939 году по инициативе США «Международном консультативном комитете по хлопку» (МККХ) со штаб-квартирой в Вашингтоне представлены 29 стран, включая Россию. В составе Комитета представлены крупнейшие игроки мирового хлопкового рынка, чьи корпорации оказывают решающее влияние на расценки по этому сырью: США, Евросоюз, Австралия и Швейцария. Их «союзниками» в комитете можно считать таких крупных поставщиков хлопка-сырца, как Бразилия и Турция (2), а также Южную Корею и непризнанный Тайвань. При такой «табели о рангах», участвующие в Комитете развивающиеся страны-поставщики, в лучшем случае, могут влиять на мировые хлопковые цены «второстепенным» образом.(3)

Соответственно, трансформация МККХ в аналог ОПЕК в сложившихся условиях невозможна: это сугубо «фиксирующий» орган. Комитет «предоставляет статистику по мировому рынку хлопка и выявляет происходящие изменения, выполняет функции координационного центра по технической информации о хлопке и хлопчатобумажных изделиях. А также представляет международную индустрию хлопка в учреждениях ООН и других международных организациях. МККХ также служит форумом для проведения обсуждений», констатировало Минэкономразвития РФ.

Характерно также, что «хлопковый» Комитет – единственная международная организация, где участвует не КНР, а «Китайская Республика на Тайване», что также облегчает комбинации американцев против «китайского» хлопка (вспомним хотя бы введённые в 2020 г. запреты многих компаний США на ввоз китайского хлопка под политическими предлогами).

Отметим, ещё при Мао Цзэдуне в Пекине предлагали, чтобы в МККХ были исключительно страны-экспортёры с функциями коллективного регулирования производства-экспорта-цен, а также удалить штаб-квартиру из Вашингтона (и, разумеется, убрать Тайвань из участников). Разумеется, западные партнёры это отвергают это и поныне; другие же хлопко-экспортирующие и остальные страны-участницы, в основном придерживаются нейтралитета, очевидным образом опасаясь санкций.

Словом, хлопок – превращён в геополитический рычаг, позволяющий искусственно раздувать противоречия между Китаем, Россией и странами Центральной Азии. Соответственно, пути противодействия деструктивной политике «коллективного Запада» следует искать на путях региональной интеграции, а также двусторонней экономической кооперации.

Алексей Чичкин

Примечания

(1) Свыше 70% контрактов приходится на закупки в Узбекистане и Туркменистане.
(2) Турция
планирует сформировать общий рынок тюркоязычных стран по хлопко-сырью и продуктам его переработки, что поддерживается большинством этих стран. (3) Страны-участницы: Аргентина, Австралия, Евросоюз, Бангладеш, Бразилия, Буркина-Фасо, Камерун, Чад, Кот-д’Ивуар, Египет, Индия, Казахстан, Кения, Южная Корея, Мали, Мозамбик, Пакистан, Россия, ЮАР, Судан, Швейцария, Тайвань, Танзания, Того, Турция, Уганда, США, Узбекистан, Зимбабве.