Россия построит подводный кибер-город (Время-вперёд! #265)

18.01.2018

В России проведена уникальная транспортная операция. Айсберг весом в 1 млн. тонн за сутки перемещён на расстояние более 80 км. Причём в крайне сложных условиях, когда ледоколу-буксиру пришлось преодолевать льды сплочённостью 8 баллов. Полученный опыт ляжет в основу новой методики обнаружения и транспортировки опасных айсбергов, что значительно упростит освоение богатств севера России.

Но есть у нас и совершенно фантастические разработки, о которых расскажем подробнее, после традиционного обзора технических новинок и производств России за неделю.

Время техники

Как-то мы рассказывали о намерении возродить выпуск знаменитых «Комет», который прекратился почти 20 лет назад. И вот первое судно на подводных крыльях типа «Комета» спущено на воду на судостроительном предприятии «Вымпел». «Комета 120М» может взять на борт до 120 пассажиров при максимальной скорость хода – около 65 км/ч. Судно отличается от старых версий повышенной комфортностью и наличием автоматической системой снижения уровня качки и перегрузки. Первые 20 «Комет» будут работать на маршрутах Чёрного моря.

Раз заговорили про «Кометы», то нельзя не вспомнить и ещё один анонсированный нами ранее проект – это замена советским «Ракетам» под названием «Валдай 45Р». Теперь мы с удовольствием можем продемонстрировать не только анимационную модель, но и кадры ходовых испытаний первого «Валдая». Второй тем временем уже заложен. В отличие от «Комет» «Валдай» предназначен для скоростных перевозок по полноводным рекам, а не по морю.

Ну, и, как говорится, чтобы два раза не вставать – вот спущен на воду первый российский пассажирский катамаран из углепластика. Вес судна, по сравнению с аналогами из металла, снизился на 10-30% и почти на столько же возросла его прочность. Такие катамараны будут работать на линиях в Петергофе, Валааме, на линии из Петербурга в Хельсинки и Таллинн и заменят старые советские модели.

И ещё. На заводе «Тверской экскаватор» началось серийное производство тяжелых гусеничных экскаваторов. Новая техника предназначена для разработки грунтов I-IV категорий, в том числе глины, сезонно промерзающих грунтов и т.д.. Экскаваторы имеют высокую производительность, улучшенное рабочее место машиниста, более эргономичны.

Время производства

В Иркутской области открыто новое золотодобывающее предприятие. Объём вложений превысил 11 млрд. рублей. Налоговые отчисления комбината в бюджеты составят 350 млн. рублей в год. В работе предприятия задействовано 800 человек.

На «КАМАЗЕ» построен цех по производству новых кабин, фактически, новый завод с инвестициями 3 млрд. рублей.

На Кемеровском предприятии «Азот» ввели в эксплуатацию новую установку по выработке водорода и модернизированный цех серной кислоты. Объём инвестиций в модернизацию превысил 1,5 млрд. рублей.

Во Владимирской области – открыт завод нагревателей для бытовой техники.

В Биробиджане – производство металлоконструкций и сэндвич-панелей.

В Саратовской области открыт завод по производству деталей для железнодорожной отрасли.

В Подмосковье открыт крупный цех по производству картофельных чипсов с инвестициями 2 млрд. рублей.

В Удмуртии заработал первый цех по производству козьего сыра.

В Вологодской области открыта первая очередь крупного животноводческого комплекса с инвестициями 1 млрд. рублей.

В Якутии – животноводческий комплекс и два овощехранилища.

Время прорыва

А теперь вернёмся в Арктику. В России с 2015 года ведётся разработка проекта под названием «Айсберг». О некоторых его элементах мы уже рассказывали, а теперь рассмотрим его комплексно. Проект отвечает на один из главных вызовов ближайшего будущего – как человеку освоить гигантские запасы полезных ископаемых, которые хранит Арктика. История и география подарила нашей стране самую большую их часть, поэтому именно нам предстоит отвечать на этот вызов. Иначе это рано или поздно сделают наши конкуренты.

К счастью, российские институты и конструкторские бюро не сидели, сложа руки. ЦКБ морской техники при поддержке Фонда перспективных исследований разработал проект автономного бурового комплекса «Айсберг» из 4 элементов. В первую очередь это сам роботизированный буровой комплекс, который располагается на дне, управляется человеком дистанционно и строит скважины. Комплекс получает энергию от подводной же автономной атомной электростанции – это второй элемент проекта. Такая станция может работать 30 лет и не требует присутствия человека. Однако непосредственное участие человека требуется для доставки оборудования и проведения сервисных работ. Для этих целей проектом предусмотрено создание гражданской подводной лодки катамаранного исполнения. И ещё одна специальная гражданская подводная лодка проекта необходима для проведения сейсморазведки и мониторинга подводной среды – и это четвёртый элемент проекта «Айсберг».

Нужно отметить, что отдельные элементы нашего проекта либо не имеют мировых аналогов, либо существенно опережают схожие зарубежные разработки. В его создании задействовано множество научных институтов и конструкторских бюро, таких как «ОКБМ Африкантов», «ЦКБ Рубин», «Курчатовский институт» и другие. Все математические и виртуальные модели просчитаны и проект вскоре перейдёт в стадию создания опытных образцов.

О других арктических проектах и перспективах освоения арктической кладовой человечества смотрите в ролике нашей студии по ссылке в описании.

Время Человека

Молодой учитель истории Михаил Власов, устав от городской суеты, взял и переехал в село Большая Дергуновка Самарской области. Село, которое в царские времена было одним из самых преуспевающих и современных, но со временем пришло в упадок. Дорог нет, денег нет, мест для культурного отдыха тоже. И взялся Михаил за преображение села со всем усердием, заразив энтузиазмом местных жителей и даже мобилизовав на помощь интернет-аудиторию.

Начал с малого – где-то навёл переправы через канавы и ручьи, покрасил детскую площадку, потом взялся за восстановление брошенного спортзала. А позже открыл летнюю школу для городских детей, которые под его присмотром учатся работать руками на свежем воздухе и знакомятся с совершенно новой для себя стороной жизни. Теперь в планах построить для сельчан кинотеатр под открытым небом и привлечь в село туристов.

Ничего этого невозможно было бы сделать без несгибаемого оптимизма, чувства юмора и простой житейской философии, которая помогает нашему герою преодолевать трудности и препятствия.

Сегодня мы впервые вместо авторского традиционного послесловия дадим слово самому Михаилу Власову. Потому что лучше чем он – не скажешь.