Как создавался первый "Индиана Джонс"

«Если бы это было действительно опасно, они сначала сняли бы со мной больше материала»

Харрисон Форд, отвечая на вопрос об опасном каскадерском трюке в сцене погони на грузовиках

«Университет получил бандероль на имя Индианы Джонса» (Lenta.ru)

«Аненербе» - еще одна зловещая псевдонаучная организация в пантеоне нацистского рейха, которая, бесспорно, справедливо была признана преступной по итогам Нюрнбергского процесса. В бескрайней бюрократической паутине, намеренно созданной Гитлером для тотального контроля и слежки друг за другом, «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков» было поистине уникальным и неповторимым. Фактически именно оно и стало фундаментом для множества конспирологических теорий, до сих пор не выветриваемых из умов увлеченных обывателей. Очень показательна в этом смысле великолепная игра Gray Matter (ныне готовящая у токарного станка болванки Call Of Duty) – Return To Castle Wolfenstein.

Она в полной мере передает готическую атмосферу и ауру оккультизма, красочно приписываемую сегодня нацизму. Великолепность игры кроется в том, что в ней на самом деле гораздо меньше вымысла, чем может показаться на первый взгляд. Многое из увиденного существовало как минимум в виде чертежей или даже рабочих моделей. Реален и сам замок (крепость Вевельсбург под Падерборном), и захоронение короля Генриха, как реальна одержимость Гиммлера и таинственной мадам Блаватской запрещенными знания и науками.

Конечно, уродливые «убер-солдаты» – это плод больного воображения, но вовсе не «серого вещества», а специалистов «Аненербе». Ведь они занималась исследованиями, которые не могли привидеться уже знаменитым британским ученым даже в тяжелом наркотическом экстазе неограниченного бюджета, а научные экспедиции, пыхтя и отдуваясь, карабкались за древними реликвиями в такие уголки земного шара, где до сих пор не ступала нога Беара Гриллса. Среди множества колоритных личностей шарлатанов, одержимых наукой профессионалов и просто кровавых маньяков особенно выделяется Отто Вильгельм Ран, ученый и исследователь, писатель и археолог. Состоя в звании оберштурмфюрера СС, он, тем не менее, не обладал «нордическим характером» и к врагам Третьего Рейха относился скорее безразлично, чем беспощадно. Свое участие в СС и «Аненербе» (имевшее беспрецедентное финансирование и поддержку со стороны государства) он использовал лишь для воплощения давней мечты – поиске неуловимого Святого Грааля. В погоне за своими демонами он отправится в грандиозное путешествие, балансирующее на грани безрассудства, которое много позже получит название «В поисках утраченного ковчега», а его самого таинственным образом нарекут непонятным американским именем Индианы Смита или Индианы Джонса.

I made it as a B-movie (Стивен Спилберг)

На самом деле ни Лукас, ни Спилберг так и не подтвердили факта родства, несмотря на то, что сюжетно первая часть похождений Хана Соло в шляпе и при «сорок пятом» подозрительно напоминает «Крестовый поход против Грааля» Отто Рана. Вопрос: так ли это нам надо в фильме, цитирующем странствия Скруджа МакДака и Дональда Дака (да-да!) из классических диснеевских новелл и сюжетно покоящемся на останках приключенческих сериалов и комиксов 40-ых? Атмосферно поддевающим спагетти-вестерны и бондиану, персоналиями галантно салютующим героям прошлого Хамфри Богарту и Кэри Гранту с Джеймсом Стюартом, а Карен Аллен в роли Мэрион, конечно, вечный белый лебедь Голливуда Грейс Келли. Мешок «пасхальных яиц» этой ленты поистине бездонный, а она сама – сказка о красивейшем восхождении на вершину почитания и признания.

Доподлинно неизвестно, когда берет свое начало эта история, можно лишь сказать, что Спилберг и Лукас шли к ней параллельно очень продолжительное время. Джордж Лукас написал небольшой рассказ под названием «Приключения Индианы Смита» еще в 1973 году. Изначально мысль фильма о поисках ковчега принадлежала Филиппу Кауфману, он же должен был стать режиссером и соавтором сценария. Однако это была далеко не единственная идея, захватившая искушенного седовласого джедая. Гораздо больше его влекло приключение, но не археологическое, а космическое. Результатом станет невозможная «Новая надежда». У Спилберга дела шли немного хуже: его «монти-пайтоновская» социальная сатирическая комедия «1941», скажем прямо, провалилась в прокате. Как показала практика, люди не очень любят смеяться ни над своими фобиями, ни над собой вообще. После этого фильма он стал размышлять над проектом, который бы оказался неким симбиозом Бонда и героев Джона Вэйна, но в ироничной форме и даже в стилизации под «Би-муви».

В 1977 году, когда стало очевидно, что «Новая надежда» станет бриллиантом, Лукас позволил себе расслабиться и отправиться на острова немного отдохнуть – его давняя традиция. На Гавайях он встретился со Спилбергом, и они часами болтали о фильмах и проектах, которыми грезили уже долгое время. В один из таких дней, строя на берегу замки из песка (безусловно, символичный момент), Стивен поделился затеей снять картину с киногероем уровня Бонда. На что Джордж ответил, что у него есть герой в десятки раз круче. К работе над сценарием они подключили Лоуренса Кэздана, и с этого момента начинает обретать конкретные черты то, что сегодня все мы знаем под названием «В поисках утраченного ковчега».

К съемкам друзья приступят в 1978 году. Сценаристом и продюсером картины станет Лукас, режиссером – Спилберг. Процесс затянулся из-за того, что первый был занят новой частью оригинальной трилогии «Звездных Войн», и только после того, как в 1979 году она уйдет на пост-продакшн, начнутся полноценные съемки. Несмотря на то, что проект задумывался высокобюджетным и за него взялся тандем из лучших режиссеров, найти киностудию, которая взвалила бы на себя бремя финансирования, так и не удалось. Лишь с большим трудом и по прошествии времени контракт был заключен с Paramount. Бюджет будет обозначен цифрой в 20 млн., что превратит его уже в полноценный блокбастер, а география раскинется от Франции и Англии до США и Туниса, который заменит Египет (а ранее и экстерьер давно затерянных галактик в «войнах»). Также это гордая страна Магриба одарит всю съемочную группу дизентерией – кроме Спилберга, который предусмотрительно привезет с собой консервированную пасту-спагетти.
К съемкам друзья приступят в 1978 году. Сценаристом и продюсером картины станет Лукас, режиссером – Спилберг. Процесс затянулся из-за того, что первый был занят новой частью оригинальной трилогии «Звездных Войн», и только после того, как в 1979 году она уйдет на пост-продакшн, начнутся полноценные съемки. Несмотря на то, что проект задумывался высокобюджетным и за него взялся тандем из лучших режиссеров, найти киностудию, которая взвалила бы на себя бремя финансирования, так и не удалось. Лишь с большим трудом и по прошествии времени контракт был заключен с Paramount. Бюджет будет обозначен цифрой в 20 млн., что превратит его уже в полноценный блокбастер, а география раскинется от Франции и Англии до США и Туниса, который заменит Египет (а ранее и экстерьер давно затерянных галактик в «войнах»). Также это гордая страна Магриба одарит всю съемочную группу дизентерией – кроме Спилберга, который предусмотрительно привезет с собой консервированную пасту-спагетти.

На большой экран фильм вышел в 1981 году и сразу стал прокатным рекордсменом, доходы от мирового проката в 22 раза превысили бюджет, кино получило множество наград и номинаций, в том числе и престижные «Оскары». В этом нет ничего удивительного, «Индиана Джонс» стал доведенным до идеала образчиком развлечения для всех.

Далее читайте здесь

Также читайте нашу статью о фильме "Под планетой обезьян"