Каким бывает зомби-апокалипсис: от 50-х и до наших дней

5 May 2019
Каким бывает зомби-апокалипсис: от 50-х и до наших дней

У нашего мира очень много проблем. Социальное неравенство, кровопролитные локальные конфликты, страшные эпидемии, ужасающие стихийные бедствия, и еще многое, многое другое. Но если думаете, что нам хуже всех – вы очень ошибаетесь. Среди миров, рожденных фантазией писателей, кинематографистов, художников, создателей компьютерных игр есть такие, обитателям которых живется гораздо хуже. Эти миры захвачены страшнейшей эпидемией, разделяющей общество на два лагеря.

Не важно, откуда пришла зараза – из космоса, из секретных военных лабораторий, или же возникла сама по себе, в процессе эволюции. Но теперь все люди разделены на две основные группы. Больше не имеет значения, есть ли у вас родственники, друзья, коллеги. Теперь остались только хорошие и плохие. Свои и чужие. Здоровые и больные. Добро пожаловать в мир зомби-апокалипсиса.

Вирус из 50-х годов

Сходите в кино, почитайте книги и комиксы, обратите внимание на компьютерные и консольные игры – вы увидите, что зомби просто заполонили мир современных развлечений. Благодаря нескольким успешным проектам живые мертвяки сейчас «в тренде», но так было далеко не всегда. Мы обязательно вернемся в наше время, а пока давайте обратим взор на 62 года назад, когда такое понятие, как «зомби-апокалипсис», только-только начало зарождаться.

Итак, 1951 год. В США в продажу поступает книга «Кукловоды» Роберта Хайнлайна. Ее сюжет повествует о вторжении на землю пришельцев с Титана, своеобразных «похитителей тел» – паразитов, которые берут под контроль людей и животных, закрепляясь у них на спине. Противостояние с инопланетянами перерастает в масштабную войну, причем на стороне пришельцев выступают «люди-куклы», поведением весьма похожие на современных зомби. Одна из центральных сцен романа – битва трех «нормальных» парней с толпой «кукол», причем люди лихорадочно отстреливают нападающих со всех сторон безоружных «подконтрольных». Вот отсюда и растут ноги у зомби-апокалипсиса. Более того, Хайнлайн основал отдельный поджанр фантастики, который иногда именуют «чужие среди нас» – и многие книги о невозмутимых пришельцах вполне похожи на романы о войнах с зомби.
Итак, 1951 год. В США в продажу поступает книга «Кукловоды» Роберта Хайнлайна. Ее сюжет повествует о вторжении на землю пришельцев с Титана, своеобразных «похитителей тел» – паразитов, которые берут под контроль людей и животных, закрепляясь у них на спине. Противостояние с инопланетянами перерастает в масштабную войну, причем на стороне пришельцев выступают «люди-куклы», поведением весьма похожие на современных зомби. Одна из центральных сцен романа – битва трех «нормальных» парней с толпой «кукол», причем люди лихорадочно отстреливают нападающих со всех сторон безоружных «подконтрольных». Вот отсюда и растут ноги у зомби-апокалипсиса. Более того, Хайнлайн основал отдельный поджанр фантастики, который иногда именуют «чужие среди нас» – и многие книги о невозмутимых пришельцах вполне похожи на романы о войнах с зомби.

Именно в «Кукловодах» впервые были заложены основы – деление общества на два лагеря из-за страшной напасти, когда твои друзья в следующий момент могут обернуться врагами; эпичный сюжет, действие которого охватывает как минимум небольшой городок, а часто – всю планету Земля; бесстрастные враги, внешне похожие на людей, но поведением абсолютно от них отличающиеся. Даже странно, что слава в итоге досталась не Хайнлайну, а Джеку Финнею с его  «Похитителями плоти».

Книга «Похитители плоти» переносит нас в маленький калифорнийский город Санта-Мира, жители которого начинают вести себя немного странно – становятся невозмутимыми и неэмоциональными. Некоторые «нормальные» люди начинают что-то подозревать, утверждая, что их близкие – вовсе не их близкие. И это на самом деле так, ведь инопланетяне из далекого космоса атаковали планету, устраивая свой собственный, практически бескровный «зомби-апокалипсис». Именно Санта-Мира стала одним из театров боевых действий.
Книга «Похитители плоти» переносит нас в маленький калифорнийский город Санта-Мира, жители которого начинают вести себя немного странно – становятся невозмутимыми и неэмоциональными. Некоторые «нормальные» люди начинают что-то подозревать, утверждая, что их близкие – вовсе не их близкие. И это на самом деле так, ведь инопланетяне из далекого космоса атаковали планету, устраивая свой собственный, практически бескровный «зомби-апокалипсис». Именно Санта-Мира стала одним из театров боевых действий.

Коллективный разум пришельцев постепенно подчинял себе обитателей планеты, но для полного «обращения» требовалось заснуть. Просыпался человек уже на стороне захватчиков. «Похитители плоти» очень понравились кинематографистам, книга имела несколько экранизаций, одна из которых – «Вторжение похитителей тел»режиссера Дона Сигела появилась на свет уже в 1956 году. Этот шикарный черно-белый фильм имел важное отличие от книги – здесь инопланетяне выступали как форма жизни, «выращивающая» клоны, которые затем заменяли собой людей в городе Санта-Мира. В остальном же картина в общих чертах следовала сюжету оригинала, хотя финал был иным. Стоит добавить, что Сигелу удалось создать динамичный и наполненный до краев саспенсом фильм, который увлекает с самого начала просмотра. Финальная погоня и сцена на шоссе безошибочно бьют по эмоциям, демонстрируя отчаяние человека, оставшегося один на один со страшной угрозой. Многие зрители даже полагают, что экранизация 56-го года получилась лучше скучноватого первоисточника.

Именно идея о пришельцах из космоса оказала влияние на Джорджа Ромеро, создателя «Живых мертвецов». Правда, он упоминал фильм «Нечто из другого мира» (1951), в котором апокалипсиса даже близко не наблюдалось, зато был инопланетный монстр, подчинявший себе людей. Наверняка Джордж ориентировался и на довольно глупый трешевый ужастик «План 9 из открытого космоса» (1959), в котором инопланетяне атаковали жителей нашей планеты с помощью поднятых из могил трупов. Но все-таки основную идею «апокалипсиса зомби» Ромеро позаимствовал из другого произведения, которое впоследствии само дало начало целой вселенной.

Легенды мертвой земли

«Я – легенда» – повесть Ричарда Матесона, выстроенная скорее в жанре постапокалипсиса – в этой книге привычный нам мир давно умер. Его последний осколок – Роберт Невилль, живой человек, обитающий в мире вампиров. По его вселенной апокалипсис уже прошел, прокатился в виде «вируса вампиризма». И теперь жаждущие крови хищники, которые раньше были его друзьями и соседями, ночами осаждают дом Невилля. Днем он методично истребляет спящих вампиров, ночью – держит оборону против атакующих толп кровососов.

Далее читайте здесь

Также читайте нашу статью о киносерии "Живые мертвецы" Джорджа Ромеро