Полная история survival horror в играх

1 May 2019

Жанр «ужасов» до сих пор остается одним из самых уважаемых как в кинематографе, так и в литературе, и в играх. В кино за хоррорами закрепилась слава сравнительно недорогих фильмов, которые при этом часто пользуются успехом в прокате. Литература просто переполнена ужастиками самых разных поджанров, на книжных развалах сегодня можно найти хорроры на любой вкус и цвет. А вот с играми дело обстоит немного не так. Есть множество экшенов с элементами хоррора, есть страшные квесты и игры на стыке жанров. Множество «игроизаций» по фильмам и творчеству знаменитых писателей. Однако нельзя назвать хорроры каким-то значимым жанром в современной игровой индустрии. А ведь когда-то все было совсем не так. Было время, когда именно «ужастики» пользовались огромным авторитетом и уважением геймеров, и все благодаря одному конкретному поджанру – survival horror. Так видится, что в скором будущем мода на survival horror вернется, потому мы и решили в нашей рубрике вспомнить, с чего все началось в свое время и к чему привело.

Предыстория «ужасов на выживание»

Первые попытки создать что-то по-настоящему страшное предпринимались довольно давно, еще до начала эпохи господства 8-битных приставок. Первой игрой, которую с полным правом можно назвать предтечей жанра, была Haunted House, которая появилась в продаже в 1981 году на консоли Atari 2600, приставке второго поколения. Бедная графика не способна была ни напугать игрока, ни даже вызвать чувства какой-то тревоги. Тем не менее, основные особенности жанра survival horror в Haunted House уже были отражены. По сюжету, главный герой игры оказывался в большом заброшенном доме, принадлежавшем некогда человеку по имени Захари Грейвс. Дом насчитывал три этажа и представлял собой простенький лабиринт комнат, по которым передвигался игрок (представленный, кстати, в виде пары светящихся глаз). Мы уклонялись от различных опасностей, таких как пауки и летучие мыши, собирали полезные предметы и искали возможность выбраться наружу из этого замкнутого пространства. Игра в свое время продавалась довольно хорошо, затем была переиздана для современных платформ и в 2010 году даже получила полноценный сиквел для PC, Xbox Live Arcade и Wii, который, правда, назывался точно так же – Haunted House.

Действие сиквела разворачивалось в том же здании 30 лет спустя. Главный герой первой игры пропал в особняке, и на его поиски отправилась внучка героя. Сиквел был выполнен как игра с видом сверху, мы видели главную героиню, бегающую по комнатам со свечкой в руке. Интересно, что когда свечка гасла, мы видели только пару глаз героини, двигающихся во тьме – явная отсылка к оригинальному проекту. В целом, игра заметно похорошела, но все-таки не стала настоящим survival horror. По сути, это был приключенческий проект с небольшими элементами ужастиков.
Действие сиквела разворачивалось в том же здании 30 лет спустя. Главный герой первой игры пропал в особняке, и на его поиски отправилась внучка героя. Сиквел был выполнен как игра с видом сверху, мы видели главную героиню, бегающую по комнатам со свечкой в руке. Интересно, что когда свечка гасла, мы видели только пару глаз героини, двигающихся во тьме – явная отсылка к оригинальному проекту. В целом, игра заметно похорошела, но все-таки не стала настоящим survival horror. По сути, это был приключенческий проект с небольшими элементами ужастиков.

Наконец, серия получила еще один сиквел – Haunted House: Cryptic Graves, который вышел в продажу в 2014 году. Это уже был полноценный трехмерный хоррор для ПК, созданный на движке Unreal Engine 4. Снова поместье Грейвса, снова главный герой первой игры в качестве дедушки в очках и главная героиня второй игры, его внучка, глазами которой мы смотрели на игровой мир в режиме от первого лица. Само собой, игра получилась самой страшной во всем игровом сериале за счет эффекта присутствия. Однако, Haunted House: Cryptic Graves несравнима с другими современными хоррорами, и даже демо-версия отмененной Silent Hills в итоге получилась гораздо страшнее, чем Cryptic Graves.

Из других игр на Atari 2600 можно отметить Alien (по одноименному культовому фильму, переделанный вариант Pac man), а также игроизацию «Техасской резни бензопилой», в которой мы могли поиграть за маньяка-убийцу. Само собой, проекты представляли собой простенькие забавы с пиксельными героями, совершенно не страшные, как и первая Haunted Hause.

Laplace no Ma
Laplace no Ma

Первый настоящий survival horror, содержащий практически все черты жанра – это игра Shiryou Sensen: War of the Dead, которая вышла в продажу в 1987 году на PC-Engine. Игра, построенная на стыке жанров action-RPG и хоррора, знакомила нас с девушкой-спецназовцем по имени Lila, которая попадает в некий город, инфицированный страшным вирусом и атакованный уродливыми зомби. Во время передвижения по игровому миру включался «вид сверху», а при битвах с монстрами и солдатами мы наблюдали героиню сбоку, в 2D-перспективе, характерной, к примеру, для платформеров. От других экшен-RPG того времени игра Shiryou Sensen: War of the Dead отличалась мрачной атмосферой, которая была заметна как в дизайне мира, так и в музыке, и в сюжете. Игра вскоре получила сиквел. В том же 1987 году вышла экшен-RPG Laplace no Ma, в которой мы, опять же, исследовали мрачный особняк, наполненный различными опасностями. Здесь были убиты двое детишек, здесь же пропала маленькая девочка – именно сюда отправлялась команда исследователей. Игра вышла для персональных компьютеров, также она получила порт на SNES. И Laplace no Ma по праву считается одной из наиболее страшных игр своего времени.

Настоящей незамеченной жемчужиной для своего времени стала Project Firestart, которая вышла на Commodore 64. Это был действительно survival horror, пускай тогда никто даже не знал такого термина. Project Firestart переносила геймеров на космическую станцию, оккупированную страшными монстрами – вышедшими из-под контроля плодами экспериментов по выведению существ, наиболее подходящих для работы в космосе и на других планетах. Твари были мощными и смертоносными, а главный герой был вооружен хлипким пистолетиком – более мощное оружие на станции использовать было нельзя. Враги были неуклюжими, но выдерживали множество выстрелов. И медленно надвигающееся на игрока чудовище, принимающее в себя пулю за пулей, тогда действительно было способно испугать. Жаль, игра вышла на технически отсталой платформе и осталась незамеченной большинством игроков.

Далее читайте здесь

Также читайте наш рассказ об истории игр жанра "файтинг"