Робокоп и другие полицейские-роботы 80-х

«Робокоп» Пола Верховена, появившийся на свет в 1987 году, сегодня по праву считается классикой фантастического боевика. В 80-е вообще на экраны выходило много первоклассных фильмов, сочетающих разные жанры – первый «Хищник», вторые «Чужие», первый «Терминатор», первый «Бегущий по лезвию». Кстати, именно «Бегущий по лезвию» и стал источником вдохновения для Эдварда Ноймайера и Майкла Майнера, придумавших Робокопа. В «Бегущем по лезвию» человек охотился на беглых роботов. В «Робокопе» та же самая концепция вывернута наизнанку – робот охотится на преступников-людей.

История полицейского Алекса Мерфи, превращенного в Робокопа и бросающего вызов не только уличной банде Кларенса Бодикера, но и мощной корпорации OCP, получилась очень многоплановой. Пол Верхувен смог сотворить эталонный, брутальный фантастический боевик, идеально смешав его с социальной сатирой, которая в этом фильме отображается через необычные рекламные ролики будущего. Работа была проделана невероятно кропотливая, внимание создателей «Робокопа» к деталям по-хорошему поражает. По ходу сюжета развешиваются ружья (вроде привычки главного героя крутить на пальце пистолет, специального лезвия, которым он взламывает компьютеры, «Директивы 4», не позволяющей арестовывать высшее руководство OCP), и каждое из этих ружей стреляет точно в назначенное время. Блестящий костюм Робокопа сделан просто великолепно. Его противник-робот, оживленный при помощи покадровой анимации, сегодня смотрится несколько кукольным, однако заметно, что и над ним создатели фильма трудились очень серьезно. Зато «механические» движения Робокопа получились на загляденье, сразу заметно, что на экране со злом борется именно живая машина, робот с пистолетом, а не человек в костюме. Работа Пола Верховена была настолько скрупулезной, что на съемку микроскопической сцены, в которой Робот-полицейский ловит ключи от машины, ушел целый день! Тем не менее, именно благодаря этой скрупулезности «Робокоп» и получился практически идеальным фильмом.

Общество будущего показано мельком, однако небольшие элементы, вроде «телевизионных» роботов-гидов, проводящих покупателей по предлагаемому к продаже дому, необычных архитектурных решений при построении зданий, футуристического оружия и вышеупомянутых сатирических телевизионных передач и рекламных роликов присутствуют. Важным козырем являются и персонажи, словно сошедшие из классических полицейских боевиков. Главные герои, Робокоп и его девушка-напарник Энн Льюис – благородные полицейские, готовые жизнь отдать за свою страну. Алекс Мерфи еще и очень трагический персонаж – человек, потерявший привычную жизнь, потерявший свою семью, заключенный в тело робота, но при этом не утративший воспоминаний. Бандиты в фильме – отпетые негодяи, готовые убивать просто так, без причины, и ненавидящие копов.

Брутальный Робокоп не щадит подонков, стреляя на поражение (в отличие от более позднего «детского» сериала, где он не мог убивать) – фильм свой возрастной рейтинг R заслуживает в полной мере. Жестокости здесь море, Верховену даже пришлось убирать несколько наиболее жестких сцен для того, чтобы картина получила тот же R, а не возрастной рейтинг X, который цензоры хотели ей дать изначально. И, наконец, своеобразная вишенка на торте – замечательный саундтрек от признанного голливудского мастера, Бэзила Полидуриса. В общем, по фильму сразу было видно, что это – настоящий хит, который предлагает зрителям новое видение фантастического боевика. Кстати, «Терминатора», который к тому времени уже вышел на экраны, создатели «Робокопа» еще не видели, поэтому вдохновлялись они, наряду с «Бегущим по лезвию», различными комиксами и старыми черно-белыми фильмами, где иногда присутствовали живые роботы.

После успеха «Робокопа» в кинематографе один за другим начинают появляться его подражатели. Уже через год после выхода на экраны фильма Пола Верховена сразу на видео появляется боевик «РОТОР». Создатели этого фильма умудрились сплагить одновременно «Терминатора» и «Робокопа». Robotic Officer Tactical Operations Research (R.O.T.O.R.) – андроид, спроектированный специально для полиции Далласа. РОТОР должен был бороться с преступностью, однако в один прекрасный день он самопроизвольно активировался и начал исполнять свои обязанности, причем довольно специфическим образом, убивая даже тех, кто превышает скорость. Нескольким главным героям приходится бросить вызов свихнувшемуся роботу.

Спецэффектов в фильме мало, и сделаны они очень плохо. На андроида у создателей фильма денег не хватило, потому РОТОР здесь выглядит как просто усатый мужик в черной одежде, в мотоциклетном шлеме и в темных очках. Робота выдают в нем только неуязвимость к выстрелам и замедленные движения. Экшена в фильме мало, и, как и все в «РОТОРЕ», сделан он из рук вон плохо. И благодаря всему вышеперечисленному совершенно не удивительно, что никто так до сих пор и не удосужился перевести R.O.T.O.R. на русский язык. В сети фильм находится без труда, но только в оригинальной версии.

Далее читайте здесь

Также читайте нашу статью о фильме "Чужие"