17 295 subscribers

Как в советских фильмах снимали "заграницу", или Баку в образе Буэнос-Айреса.

228 full reads

Неизвестная и загадочная, слегка приоткрывающая свои тайны в книгах и фильмах, она казалась чем-то непонятным и недоступным. И зрителям хотелось с экрана разглядеть хоть кусочек не ведомой им жизни. Только вот в картинах, повествующих о событиях в чужих странах, образы иностранных государств создавались на родной почве.

В романе Александра Беляева «Человек-амфибия» события происходят в далёкой Аргентине.

Съёмки и кадры из фильма
Съёмки и кадры из фильма

Но создателям первого фильма по роману Геннадию Казанскому и Владимиру Чеботареву ничего не оставалась, как отправиться осваивать крымские земли - с целью получения в кадре достоверной картинки. Правда, морские глубины пришлось разнообразить в ручную (подводный мир Чёрного моря скудноват): во время подводных съёмок перед камерой ставили огромный аквариум с редкими рыбками. Ну а события, происходящие в порту Буэнос-Айреса, ездили снимать в азербайджанскую столицу.

«Стамбульские» кадры «Бриллиантовой руки» тоже снимались в Баку, в старинном местечке Ичери-шехер. Архитектура вполне совпала, лишь пришлось сделать несколько турецких вывесок. При съёмках общих планов применялись макеты, которые создавали необходимый антураж и маскировали настоящие здания. С этой целью были сделаны мечеть и минарет.

Бакинский Стамбул из «Бриллиантовой руки»
Бакинский Стамбул из «Бриллиантовой руки»

Во время съёмок телесериала «Семнадцать мгновений весны» (1973) некоторые эпизоды были отсняты в Берлине и Майсене, но большая часть - в Москве, Прибалтике и Грузии. К примеру, Цветочная улица Берна нашлась в Старой Риге, а пастор Шлаг впервые стал на лыжи не в швейцарских Альпах, а на горнолыжном курорте Бакуриани. Конспиративную квартиру Кэт оборудовали в Москве, на Малом Ржевском переулке. И Льва Дурова в образе Клауса вывезли в один из лесов Подмосковья, поскольку он не прошёл собеседование перед партийной комиссией для получения визы.

Как в советских фильмах снимали "заграницу", или Баку в образе Буэнос-Айреса.

Снимая фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» в 1978 году, Георгий Юнгвальд-Хилькевич создал Париж в старом украинском Львове.

Как в советских фильмах снимали "заграницу", или Баку в образе Буэнос-Айреса.

Умелый монтаж и талант декораторов чудесным образом перенесли зрителя во французскую столицу.

Игорю Масленникову и не мечталось в 1979 отправиться для съёмок картин о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе в Великобританию. Он легко нашёл Англию времён королевы Виктории под Ленинградом и в городах Прибалтики, где архитектура XIX века походила на английскую. Правда, картины настоящей столицы Туманного Альбиона в фильм тоже попали: их привёз один из корреспондентов ЦТ. А в основном в роли Темзы выступала Нева.

Как в советских фильмах снимали "заграницу", или Баку в образе Буэнос-Айреса.

Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов сподобились не только заманить в 1980 в свой фильм «Тегеран-43» звёздного Алена Делона, но и снимать картину в Европе и Америке. И всё же в фильм попало несколько кадров "тегеранской" натуры из центра Баку.

Как в советских фильмах снимали "заграницу", или Баку в образе Буэнос-Айреса.

События детектива Агаты Кристи «Десять негритят» происходят в 1930-х годах на Негритянском острове в Англии. Заграничные съёмки обошлись бы недёшево, а потому Станислав Говорухин в 1988 обошёлся крымскими видами возле Ласточкиного гнезда, окрестностями Гурзуфа и прибрежной территорией Генеральского пляжа в Гаспре.

Как в советских фильмах снимали "заграницу", или Баку в образе Буэнос-Айреса.

Что ж, кажется, советским режиссёрам удалось и убедить, и удивить своих зрителей весьма достоверными "заграничными" съёмками. Как думаете?