14 614 subscribers

Наш поющий Штирлиц. Как песни в исполнении Вячеслава Тихонова дополняли его образы?

6,3k full reads
9,2k story viewsUnique page visitors
6,3k read the story to the endThat's 69% of the total page views
3 minutes — average reading time

Пересматривая или просто вспоминая эти фильмы, с удовольствием осознаёшь, что наш Штирлиц, наш учитель Мельников в своём амплуа - совершенство: он не только тонок и убедителен в каждом воплощённом образе, но и дополняет его задушевностью собственного песенного исполнения.

Кадр из фильма "Оптимистическая трагедия".
Кадр из фильма "Оптимистическая трагедия".
Кадр из фильма "Оптимистическая трагедия".

Первую популярность Тихонову принесла роль простого деревенского парня Матвея Морозова из фильма Станислава Ростоцкого "Дело было в Пенькове" (1957), где актёр сыграл тихого романтика повседневной обыденщины. И молодецкая свежесть Вячеслава Васильевича, и глубина его переживаний на экране сделали эту роль всенародно любимой. "Тем, кто держит свой камень за пазухой, ох и трудно в деревне у нас", - эти строки непроизвольно запоминаются. Остаётся ощущение, что поётся не только о деревне Пеньково. Появляется желание заглянуть и в себя.

И этому простому, искреннему парню хочется верить.
И этому простому, искреннему парню хочется верить.
И этому простому, искреннему парню хочется верить.

"От людей на деревне не спрятаться..."

Художественный фильм "ЧП – Чрезвычайное происшествие" (1958) рассказывает о случае с кораблём "Полтава", захваченным в плен китайскими военными режима Чан-Кайши. Китайцы, пытаясь завербовать моряков, проводят их через разные испытания.

Весёлый и остроумный в начале фильма моторист Райский к финалу эволюционирует перед зрителями, раскрывая свои скрытые резервы: умение торговаться, вести двойную игру, если это необходимо для спасения жизней товарищей.

"Через весь океан, сквозь любой ураган возвратятся домой корабли" - эти строки из песни Виктора Райского стали лейтмотивом всего фильма. Они дарят надежду, вселяют уверенность, что испытания будут выдержаны и каждый найдёт свою родину.

Но вернуться смогут не все.
Но вернуться смогут не все.
Но вернуться смогут не все.

"Через весь океан..."

В фильме 1959 года «Майские звёзды» Вячеслав Васильевич сыграл лейтенанта Андрея Рукавичкина. События в картине разворачиваются в мае 1945 года. Послевоенная Прага встречают своих освободителей. В первые дни мира кто-то вспоминает довоенную жизнь, кто-то находит свою любовь, кто-то мечтает о будущем... Всех объединяет жажда простого человеческого счастья. Но память недавнего военного прошлого ещё не отпускает.

"Нам дороги эти позабыть нельзя" , - глубоко задушевно и лирично выводит дуэт Вячеслава Тихонова и Михаила Пуговкина, исполняя военную песню "Эх, дороги...".
"Нам дороги эти позабыть нельзя" , - глубоко задушевно и лирично выводит дуэт Вячеслава Тихонова и Михаила Пуговкина, исполняя военную песню "Эх, дороги...".
"Нам дороги эти позабыть нельзя" , - глубоко задушевно и лирично выводит дуэт Вячеслава Тихонова и Михаила Пуговкина, исполняя военную песню "Эх, дороги...".

"Эх, дороги..."

В военной драме «На семи ветрах» (1962), в истории любви и простого героизма, Тихонов исполнил роль красивого человека - капитана Суздалева. Его партнёрша по фильму Лариса Лужина утверждала, что основными качествами капитана - высоким пониманием понятий чести и долга, человеческим достоинством, глубокой совестью - обладал и сам актёр. Вальс в исполнении Вячеслава Васильевича дополнил его мужественно-благородный образ, придал лиризма военной картине.

Песню о нелёгкой судьбе военного разведчика.
Песню о нелёгкой судьбе военного разведчика.
Песню о нелёгкой судьбе военного разведчика.

"Сердце, молчи..."

В «Оптимистической трагедии» (1963), поставленной по пьесе Всеволода Вишневского, Вячеслав Тихонов выступает в несвойственном ему амплуа - играет разухабистого матроса-анархиста, причём шикарно играет! И песня под стать его образу.

В фильме показано противостояние матросов-анархистов с военного корабля и женщины-комиссара.
В фильме показано противостояние матросов-анархистов с военного корабля и женщины-комиссара.
В фильме показано противостояние матросов-анархистов с военного корабля и женщины-комиссара.

Образ учителя Мельникова в фильме С. И. Ростоцкого "Доживём до понедельника" (1968) исполнен психологизма. Этот герой Тихонова просто идеален: он прошёл войну, познал цену мира и добра. Он мудр и ощущает свою возрастную зрелость. Чувствует боль от невозможности ответить взаимностью на чувства влюблённой в него коллеги... И звучащая из его уст песня на стихи Николая Заболоцкого не только подчёркивает душевную глубину героя, но и располагает зрителя к размышлениям о собственной жизни.

"Иволга"

И, наконец, в культовой киноленте Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" (1973) Вячеслав Тихонов тоже поёт! Отмечая День Красной армии, он исполняет для себя, для души, внутренним голосом, всем существом - ведь вслух нельзя! - старинную русскую народную песню "Ой ты, степь". И она звучит в каждой чёрточке его лица, в глубине взгляда, обращённого внутрь себя, подчёркивая истинную суть героя.

Кадры из фильма.
Кадры из фильма.
Кадры из фильма.

Больше десяти лет мы живём без него. Но с нами живут его честные и чистые герои. Звучит его тёплый, искренний голос. Голос красивого душой человека.

Читайте другие статьи о любимом актёре:

История несостоявшейся роли Вячеслава Тихонова.

Последняя роль артиста.

О первой, несбывшейся любви.