Эхолалии при аутизме, сенсорной алалии и других нарушениях. Как их использовать на пользу развитию?

27 August 2020
2,1k full reads
4 min.
4,9k story viewsUnique page visitors
2,1k read the story to the endThat's 44% of the total page views
4 minutes — average reading time

Одним из наиболее тревожащих симптомов у ребёнка с особенностями развития является эхолалия.

Эхолалия - это неконтролируемое повторение чужой речи.

Эхолалии бывают немедленными и отсроченными.

Немедленная эхолалия это мгновенное повторение речи. Например, вы задаёте вопрос: "Ты хочешь чай?", а вам в ответ (в зависимости от уровня развития речи) либо полностью повторяют вопрос: "Ты хочешь чай", либо говорят последнее слово: "Чай".

Отсроченная эхолалия это повторение заученных фраз из мультиков, фильмов, сказок и т.д. не сразу, а через какое-то время.

Раньше психиатрами и учёными эхолалия воспринималась исключительно как негативный симптом - эхолалии появлялись при серьёзных расстройствах, которые сопровождались распадом психики, такими как кататоническая шизофрения, болезнь Альцгеймера и особенно болезнь Пика.

В детском возрасте эхолалия традиционно ассоциируется с расстройствами аутического спектра (РАС), но на самом деле она встречается и при других нарушениях, например, при синдроме Туретта, сенсорной алалии, нарушениях зрения и слуха и др. Но что самое интересное, так это то, что эхолалия может быть совершенно нормальным этапом развития речи у ребёнка без каких-либо отклонений.

фото из открытых источников
фото из открытых источников
фото из открытых источников

Когда эхолалия является нормой?

Существует два таких периода.

Первый период, когда в норме может возникнуть эхолалия, приходится на возраст с младенчества до полутора лет - малыш может повторять слова и фразы, не понимая их значения. Повторение используется им, чтобы отработать речевые навыки.

Второй этап может наступить с 3 до 4 лет. В этом возрасте ребёнок использует эхолалию для обучения диалогу и поддержания беседы со взрослым. Так как навыков может быть ещё недостаточно, в ход идёт эхолалия. К 4 годам у нормально развивающегося ребёнка эхолалия полностью угасает.

Если эхолалия выходит за пределы 4-летнего возраста, она становится симптомом нарушения развития.

Так значит эхолалия - это плохо?

Я бы так не сказала. Например, бывает аутизм без эхолалии, но проблемы-то никуда не уходят. То есть, эхолалия это просто симптом нарушений развития, не более.

Однако многих родителей она пугает и даже раздражает. Тем не менее, при отсутствии повреждений мозга это скорее хороший знак, чем нет - он показывает, что ребёнок готов осваивать речь и пытается общаться! Просто делает он это таким вот специфическим способом. Например, эхолалии могут использоваться ребёнком в следующих ситуациях:

👉 Он не знает что ответить, но чувствует необходимость поддержать диалог. У нас такое было, когда Лёва ещё не понимал смысл вопросов. Я ему: "Когда падает снег?", а он мне с удивлённым видом: "Снег?", "Когда?" или мой вопрос полностью;

👉 Желание согласиться - ребёнку может не хватать слова "Да" и он повторяет за вами фразу, чтобы выразить согласие;

👉 Попытки лучше понять чужую речь - характерно для детей с трудностями в понимании обращённой речи. Ребёнок может специально повторять слова и предложения, чтобы лучше разобраться в том, что вы хотели сказать;

👉 Обдумывание ответа на ваш вопрос - может быть такая ситуация: вы спросили: "Хочешь пить?" и ребёнок говорит: "Хочешь пить". Это может раздражать и казаться издевательством. Но взрослые аутисты часто объясняют подобное тем, что они на самом деле обдумывают слова и задаются внутри вопросом: "Хочу ли я пить?", а внешне это выливается в эхолалию;

👉 Облегчение общения - ребёнку какое-то время проще использовать заученные фразы, чем формулировать свои собственные. Особенно это характерно для стрессовых ситуаций;

👉 Баловство - повторение смешных, по мнению ребёнка, слов;

👉 Аутостимуляция (стимминг) - эхолалия используется ребёнком для получения каких-нибудь приятных ощущений. Например, ребёнок на взводе, но у него есть любимая сказка - он может начать повторять фразы из этой сказки, чтобы почувствовать себя более комфортно.

Кроме того, у аутистов, как и у алаликов, нередки проблемы с грамматически верным построением предложений. Эхолалия через многократное повторение может помочь усваивать как правильно говорить те или иные слова и фразы.

Можно ли сделать так, чтобы речь не состояла сплошь и рядом из эхолалий?

Да, так можно сделать при помощи специальных приёмов. Причём можно не только сократить эхолалию, но и улучшить коммуникативные навыки ребёнка, так как в отличие от ситуаций, когда ребёнок вообще тебя не видит и ничего не говорит, эхо по крайней мере даёт какую-то базу для работы.

С эхолалией можно поработать следующими способами:

🌟 Расширять словарный запас и количество фраз.

Надо вворачивать при случае новые слова и фразы. Например, многие просьбы ребёнка можно сопровождать правильно оформленными фразами, давая ему подсказку что именно стоит сказать. Например, если ребёнок просит печенье, можно говорить готовую фразу, чтобы в следующий раз он использовал её: "Я хочу печенье".

🌟 Использовать приёмы с акцентированием слов.

Метод работает следующим образом. Допустим, ребёнок хочет воды. Он показывает на стакан. Если вы просто спросите: "Хочешь воды?", то ребёнок с эхолалией, скорее всего, просто повторит за вами: "Хочешь воды". Но можно сделать ударение на одном слове - сказать слово "хочешь" спокойным, приглушенным тоном, а "воды" подчёркнуто выделенным. Тогда ребёнок с высокой долей вероятности повторит только слово: "Воды". Это будет эхолалия последнего слова, но эхолалия в тему.

🌟 Обучить фразам, выражающим потребности.

В этом особенно нуждаются дети с аутизмом. Часто они не понимают как выразить свои нужды так, чтобы быть услышанными.

В ситуациях, когда вы понимаете, что за какой-то эхолалией "не в тему" стоит определённая потребность, надо вворачивать в оборот ребёнка правильные слова: "Я хочу пить/есть/спать", "Я устал", "У меня болит рука/нога/голова", "Стоп, мне некомфортно (громко/ярко/неприятно)", "Я хочу/не хочу".

Здесь неплохо работает призывать на помощь других членов семьи, чтобы они изображали, что чего-то хотят, говорили фразу и тут же получали на неё отклик.

🌟 Подсказывать ответы.

Я уже выше писала, что у Лёвы был период эхолалий, когда он просто не знал правильный ответ, но чувствовал, что надо что-то сказать. Помогло самостоятельно задавать вопрос и самостоятельно же на него отвечать. Не факт, что получится с первого раза, но это правда работает. Постепенно ребёнок запоминает, что означает слово или вопрос. В последующих подобных ситуациях он уже не будет эхолалить, а скажет правильный ответ.

🌟 Стараться не использовать фразы, которые заканчиваются именем ребёнка.

Если говорить: "Привет, Катя!", то Катя со временем начнёт и папе, и бабушке, и кошке на улице говорить: "Привет, Катя!". Такие фразы лучше употреблять без конкретных имён и сопровождать уместными жестами: "Привет" (улыбнулись/помахали рукой), "До свидания"(помахали рукой), "Умница" (поцеловали/обняли/погладили).

🌟 На занятиях используйте фразовый конструктор

Он позволяет и детям с тяжёлыми нарушениями речи, и детям с аутизмом, делать более гибким язык общения, а не только говорить заученными фразами. Рекомендую от души - сыну во многом именно такой конструктор помог довольно быстро перейти к фразам и лучше оперировать речью.

Принцип конструктора очень прост. Есть 1-2 пиктограммы с действиями, под которые подставляются соответствующие картинки. В результате вы имеете массу вариантов типа "Мама пьёт сок", "Мама пьёт молоко" и т.д. Ребёнок понимает, что в зависимости от обстоятельств фраза может сильно меняться.

Для деток с аутизмом на место глагола можно вставить слово или картинку "Хочу", чтобы обучить выражению потребностей. Получится: "Я хочу мяч", "Я хочу молоко" и т.д.

фразовый конструктор Коняхиной (фото из открытых источников)
фразовый конструктор Коняхиной (фото из открытых источников)
фразовый конструктор Коняхиной (фото из открытых источников)

При РАС эхолалии часто сопровождают человека на протяжении всей жизни. Тем не менее, есть и хорошие новости - у многих она с возрастом сглаживается, человек учится использовать их "в тему", что уже не так бросается в глаза окружающим и облегчает социализацию, только ему для этого ему нужно немножко помочь.

Спасибо всем, кто дочитал!

Не забывайте подписываться и ставить лайк - так вы сможете видеть больше материалов по теме от меня и других авторов :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)

Почему дети с РАС и другими нарушениями развития не смотрят в глаза и как можно это преодолеть

Откаты у детей с аутизмом и нарушениями развития: когда стоит волноваться и что делать, чтобы их минимизировать