О созревании мозга и о том, почему дети с аутизмом, алалией и другими нарушениями развития могут быть так похожи

11K прочитали

Хотя для многих нарушений детского развития не найдено какой-либо единой причины, многие учёные сходятся во мнении о том, что не в последнюю очередь проявления, например, аутизма связаны с тем, что у таких детей медленнее созревает ЦНС.

Но как в целом проходит созревание детского мозга? Через какие этапы он проходит прежде, чем импульсивный, мало что знающий и умеющий ребёнок, превратится в зрелого человека?

Интересную информацию об этом собрал Пол Томпсон - профессор неврологии из Калифорнийского университета. Он на протяжении долгого времени мониторил созревание разных отделов мозга по фМРТ у группы здоровых детей. В результате получилась наглядная и интересная сводка данных (кликните на картинку ниже, чтобы увеличить).

Об этапах созревания ЦНС и о том, что в среднем может или не может мозг среднестатистического ребёнка в определённом возрасте.
Синим и фиолетовым помечены участки с хорошей и полной зрелостью, незрелые размечены оранжевым и красным. Зеленые и голубые - промежуточный вариант зрелости.

Информация, собранная Томпсоном действительно очень интересная и даёт отличное представление о том, почему дети что-то могут или не могут в определённом возрасте:

4 года

Об этапах созревания ЦНС и о том, что в среднем может или не может мозг среднестатистического ребёнка в определённом возрасте.-2

Здесь у ребёнка в норме созревают в основном моторные и сенсорные центры - он хорошо видит, становится физически ловок и адекватно распознаёт сенсорные стимулы.

Обратите внимание на лобные доли - они ещё во многом незрелы.

Префронтальная кора (лобные доли) - это отдел мозга, отвечающий за контроль над поведением, эмоциями и вниманием. Благодаря лобным долям люди контролируют своё поведение и не дают ему выйти за рамки социально приемлемого.
Управляя вниманием, префронтальная кора заставляет сосредотачиваться на действительно важных вещах, отключая неважные сигналы, а также позволяет просчитывать наперёд варианты развития событий и выбирает оптимальные решения.

Хотя 4-летний ребёнок уже далеко не младенец, из-за незрелости префронтальной коры его внимание пока слабое, а самоконтроль недостаточен, что при перегрузках выливается в истерики.

Область Брока всё ещё продолжает развиваться, поэтому дети на данном этапе хоть в основной массе и говорят, но всё ещё могут иметь некоторые ошибки в речи.

9 лет

Об этапах созревания ЦНС и о том, что в среднем может или не может мозг среднестатистического ребёнка в определённом возрасте.-3

Моторика продолжает развиваться, движения ребёнка становятся очень точными. Дети могут делать сложные поделки с мелкими деталями, аккуратно вырезать.

Обращает на себя внимание теменная доля. На этом этапе у детей, как правило, начинают просыпаться математические способности, выходящие за рамки простого счёта и элементарных примеров. Если к этому возрасту ребёнок много практиковался в задачах на пространственное мышление, математика и другие точные науки обычно даются проще.

Область Вернике ещё имеет участки, доступные для развития, что оставляет возможность быстро выучить новый язык. Тем не менее, после 10 лет связи в ней начинают быстро прореживаться и мозг больше не будет таким способным к изучению иностранных языков.

13 лет

Об этапах созревания ЦНС и о том, что в среднем может или не может мозг среднестатистического ребёнка в определённом возрасте.-4

Теменные доли продолжают созревать, а вмести с ними растут аналитические и логические способности.

Обратите внимание на префронтальную кору - она становится более зрелой. Дети куда лучше владеют собой и понимают многие социальные моменты, но всё ещё недостаточно прогнозируют последствия своих действий.

Кроме того, лобные доли отстают по развитию от лимбической системы, отвечающей за эмоции. Именно поэтому мы наблюдаем пубертат - эмоции и гормональное созревание уже запущены, а контроль над ними всё ещё недостаточен.

17 лет

Об этапах созревания ЦНС и о том, что в среднем может или не может мозг среднестатистического ребёнка в определённом возрасте.-5

ЦНС продолжает созревать, попутно уничтожая малоиспользуемые связи, чтобы сделать более эффективной работу тех нейронных путей, которые часто используются, а значит по мнению мозга важны для выживания.

Как видно на картинке, зрелость у мозга уже довольно большая. Подростки в этот период, как правило, куда лучше прогнозируют последствия, способны рассуждать наравне со взрослыми. Область в префронтальной коре, ответственная за сдерживание импульсивного поведения и эмоциональных реакций значительно более зрелая, чем на предыдущих этапах, но всё ещё может давать слабину при сдерживании сильных порывов.

21 год

Об этапах созревания ЦНС и о том, что в среднем может или не может мозг среднестатистического ребёнка в определённом возрасте.-6

Мозг практически полностью созрел, но префронтальная кора, кстати, точно будет продолжать учиться планированию, прогнозированию действий и самоконтролю и в последующие годы - об этом говорят зелёные участки в данной области. А ещё то, что большинство людей с возрастом постепенно меняет свои убеждения, отходя от подросткового максимализма. Так, в 20 лет люди могут делать и думать одним образом, а в 30-40 уже испытывать стыд по поводу прошлых убеждений и действий.

А что же "не так" зреет при аутизме?

Ещё на этапе беременности в мозге будущего ребёнка нейроны закладываются с запасом. Затем в норме часть нейронов уничтожается. У аутистов по некоторым исследованиям этого не происходит.

Следующие проблемы поджидают таких детей в возрасте ближе к полутора годам - как раз тогда, когда большинство родителей начинают замечать первые симптомы. Здесь мозг должен очищаться от лишних и неиспользуемых нейронных связей. Это происходит потому, что если связей много, но они, условно говоря, низкого качества, импульсы между нейронами не доходят по адресу, рассеиваются, что значительно снижает обучаемость. Поэтому тут ЦНС действует в ущерб количеству, но на пользу качеству.

Опять же, по каким-то причинам у детей с РАС данный процесс оказывается нарушен. В итоге получается своеобразное "горе от ума" - они имеют больше нейронов, больше связей, но получается, что их функциональность не отлажена, а значит куда более низкая. Подробнее об исследованиях на этот счёт можно почитать в этом материале.

Чем же исследования по зрелости мозга могут помочь детям с аутизмом и нарушениями развития?

Понятное дело, что развитие мозга, например, при расстройствах аутистического спектра неравномерно - где-то густо, а где-то пусто. Тут не приходится ожидать, что ребёнок будет полностью соответствовать канонам созревания детей с нормальным развитием. Тем не менее, эти данные дают представление о том, что за чем следует по зрелости, а значит и дают информацию, что нужно подтянуть, чтобы достичь следующего уровня или хотя бы подтянуть слабые навыки.

Например, мы можем видеть, что самыми первыми созревают сенсорика, моторика и зрительное восприятие. Это базовые области мозга - фундамент, на котором основывается всё остальное. Соответственно, если мы будем поправлять тут дефицит, ребёнок начнет увереннее двигаться и в других областях, так как фундаментальные навыки станут прочнее.

Я везде тут пишу "аутизм, аутисты", но фактически ценность подобной информации распространяется на любые нарушения и задержки развития, так как если мы не имеем дело с серьёзной органикой (повреждение и пороки развития мозга), то во многом причина отставания всё в той же незрелости.

Незрелостью, кстати, вполне объясняется почему дети с разными диагнозами так похожи по симптомам. Например, при аутизме часто встречаются проблемы с сенсорными системами и моторной неловкостью. Эти же вещи мы можем наблюдать и при УО, и при ЗПР, и при алалии, и диспраксии и так далее.

Что же с этим делать? Да всё то же самое - дозревать пробелы соответствующими упражнениями и занятиями на развитие тех или иных областей мозга. Причём тут не надо ничего фантазировать - если ребёнок чего-то не умеет, что уже должен уметь, он сам вам подсказывает что нужно корректировать, чтобы продвинуться дальше.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

"Остров гениальности" - откуда берутся феноменальные способности при аутизме и других нарушениях развития?

Почему вопросы про эффективность/вред лекарств лишены смысла? (аутизм, нарушения речи, ЗПР)

"Как страшно жить" - о вероятности рождения больного ребёнка в среднестатистической семье