"Дылда", о которой так много говорили, пролетела как фанера над Парижем

22 January
Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Фильм Кантемира Балагова "Дылда" поставлен по роману Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо". У меня как-то не ладится с произведениями нобелевских лауреатов. Не берут меня за живое их романы. "Доктора Живаго" дочитала на одной силе воли, на "Архипелаг Гулаг" и ее не хватило. Однако российский фильм, выдвинутый на номинирование премии "Оскар" хотелось все-таки посмотреть, поэтому, не прочитав роман, я решила перечитать перед просмотром отзывы о книге и фильме тех, кто читал и смотрел, чтобы легче было войти в замысел картины.

Признаться, отзывы меня поразили своей неоднородностью. Один и тот же фильм сумел вызвать целый спектр мнений от восторженных до проклятий в адрес его создателей. Однако все без исключения сходились на том, что темой фильма является мысль: как ужасно и необратимо война ломает психику женщин. Когда же я сама посмотрела наконец фильм, то была сильно удивлена этим впечатлением. Каким образом можно было прийти к такому выводу?

Обстоятельства фильма, особенно те, которые апеллируют к войне, настолько фантасмагоричны и даже комедийны, что мысль о том, что это фильм о Великой Отечественной войне вообще ни разу не пришла мне в голову. Я смотрела фильм так, как смотрела бы любую фантастику, местами было даже интересно, что же еще сюда можно накрутить, но связать это с нашей историей или жизнью абсолютно невозможно.

Фильм начинается с того, что необыкновенно высокая и неуклюжая девушка работает медсестрой в военном госпитале в послевоенном Ленинграде. У нее есть маленький ребенок, которого сначала зритель принимает за ее сына. Девушку зовут Ией и еще называют дылдой. Ее комиссовали с фронта с контузией.

Я не врач и не знаю, бывает ли такая контузия, в результате которой умный и развитый человек превращается в умственно-отсталого. Ну допустим, что бывает. Девушка едва может связывать между собой мысли и слова, а еще время от времени на нее находят непонятные приступы, во время которых она превращается в бесчувственного истукана и ничего не слышит и не воспринимает. Так вот в самом начале фильма дылда во время такого приступа нечаянно задушила мальчика.

Как это ни странно, но убийство мальчика никого не заинтересовало, хотя Ия жила в переполненной людьми коммуналке. Ну был мальчик и нет мальчика, кому какое дело? События фильма текли дальше как ни в чем не бывало. Ия как сомнамбула продолжала передвигаться по вечно темному городу среди таких же сумрачных людей.

В это время с фронта возвращается ее подруга Маша. Они вместе на фронте были зенитчицами. И тут выясняется, что это Маша является матерью мальчика. Оказывается, она осталась на фронте, чтобы отомстить за погибшего отца ребенка, а сына отправила вместе с комиссованной подругой в мирный Ленинград.

Практически с этого самого места начинаются непонятки. Забеременела и родила Маша на фронте. Там что, действовал военно-полевой роддом? Отправить сына в Ленинград она могла только после снятия блокады, т.е. в 1944 году. Исходя из того, что мальчику 3-4 года, получается, что почти всю войну она воевала беременная и с грудным ребенком. У нас что, были войска матери и ребенка? Но не будем придираться. Смотрим дальше.

Маша приезжает к подруге, и, не увидев ребенка, сразу же сама догадывается, что он пошел гулять с соседкой, несмотря на то, что на улице уже тьма непроглядная. Видимо, в Ленинграде существовала такая практика - гулять по ночам с соседскими детьми.

И вот эта любящая мать, которая несколько лет не видела своего ребенка, вместо того, чтобы броситься найти и обнять сына, сидит и битый час рассуждает с дылдой о том, какой он стал, мотая на кулак нервы зрителя, который уже знает, что мальчик погиб.

Дылда заторможена, выдавливает из себя по одному непонятному слову в час, но и мамаша ей под стать. Она тоже произносит по одному несвязному слову в пять минут, при этом, придвинув свое лицо впритык к лицу дылды, смотрит ей в глаза немигающим взглядом удава и странно утробно подхихикивает. Ну а чему тут удивляться? Такие уж изуродованные психически женщины возвращаются с войны.

Наконец до мамаши доходит, что сына больше нет. С окаменевшим лицом, не проронив ни слезинки и даже не сильно удивляясь, Маша произносит: "Пойдем!" Дальше женщины оказываются на темной улице с непонятной целью.

В это время мимо них проезжают два парня на личном авто. Как следует из их разговора, они решили начать половую жизнь и ищут для этого подходящих женщин. Маша в военной форме привлекает их внимание, из дальнейшего разговора становится понятно, почему: "О! Фронтовая! Такие даже за еду готовы. Просто штаны расстегни, она дальше сама все сделает, водить по кино не надо."

Парни останавливаются и выходят из машины. Маша сразу же понимает их намерения, она же фронтовая. В результате дылда идет "прогуляться" с одним, а Маша остается в машине с другим. Далее нам показывают половой акт в машине в реальном времени и со всеми подробностями.

Возвращается дылда, вытаскивает парня из машины и начинает зверски его избивать, потом взваливает Машу через плечо и уносит ее домой. Появляется второй парень с поломанной рукой. Из чего следует вывод, что с дылдой у него ничего не получилось. Видимо, она уже была не фронтовая.

Далее красочная сцена в женской бане, где на фоне сотен голых женщин, Маша объясняет подруге, что хочет иметь "человека внутри", т.е. забеременеть, ради чего и был половой акт в машине. Вообще эти иносказательные обороты речи постоянно происходят между подругами и являются лингвистическими находками режиссера. Так, например, чтобы сообщить подруге о том, что забеременеть не удалось, дылда говорит: "Я напрасная внутри". Видимо, на войне у женщин страдает на только психика, но и связная речь.

Дылда устраивает подругу работать в госпиталь санитаркой и там с помощью главного врача выясняется, что Маша претерпела на фронте несколько операций, в результате чего лишилась женских органов и не может больше иметь детей. Для чего же был нужен половой акт в машине? Маша говорит, что она надеялась на чудо. Обыкновенная игра поломанной психики после войны.

Между тем в госпитале происходят разные чудеса, свидетельствующие о разнообразии психических отклонений, нанесенных войной. Так на первом плане мы видим трагическую судьбу солдата Степана.

В первой сцене главврач задумчиво водит иголкой по телу Степана с целью обнаружить его чувствительность. Выясняется, что ни ноги, ни руки Степана иголки не чувствуют. Лично я никогда не слышала о таком странном ранении, руки и ноги целы, но они ничего не чувствуют. Однако я не врач и не буду придираться.

Далее к Степану приезжает жена, тоже очень странная женщина, искалеченная войной. Она получила похоронку на мужа, и уже с этим смирилась, а тут вдруг на тебе, он оказался жив. Женщина с непроницаемым лицом долго идет по коридору больницы, потом с таким же лицом истуканом стоит рядом с кроватью. Выражение ее лица не меняется на протяжении всех эпизодов с ней.

Это в советских фильмах жены радостно кидались к калеке, узнав, что он жив. Фильм "Дылда" разоблачает все известные ранее мифы о войне. Женщина не только не рада, она просто сломлена этой вестью. Она с надеждой, которая становится понятной позже, сообщает мужу, что еще не говорила дочерям о том, что их отец жив.

Далее супруги находятся в кабинете главврача и сообщают ему о совместном желании подвергнуть мужа эвтаназии. Он де устал и измучился, и упокоиться ему с миром было бы самым гуманным выходом. Обращает на себя внимание окаменевшее еще больше лицо жены. Видно, что этой мужественной женщине решение далось нелегко, но она наступила на горло своему счастью и желает только одного, прекратить страдания мужа. После недолгих колебаний главврач соглашается.

И тут выясняется, что эвтаназия поставлена в госпитале на поток и выполняет ее по просьбе главврача дылда. Процедура отработана до мелочей. Да и что тут, собственно, удивляться. Дылде убить кого-нибудь невзначай - плевое дело. Таковы уж последствия войны для женщин, побывавших на фронте.

Тем временем Маша, до которой наконец-то дошло, что детей у нее не будет, становится одержима идеей фикс, что ребенка ей должна родить фронтовая подруга. Тут выясняется, что дылда не только девственница, но и мужчин она физиологически не выносит. На протяжении всего фильма проходит тонкая попытка намекнуть на физическое тяготение дылды к подруге, эдакое легкое лесби.

Однако на логичное предложение подруги взять ребенка из детского дома, Маша отвечает, что она хочет "целого" ребенка. Видимо, в детских домах их выдавали по частям. Дальше еще смешнее.

Маша заставляет подругу написать в НКВД донос на главврача по поводу эвтаназии, затем, шантажируя его этим доносом, заставляет его переспать с дылдой. Здесь зритель получает не только половой акт в реальном времени, но и довольно занимательное его воплощение.

Дылда требует от Маши присутствия во время совокупления с главврачом. И вот они все втроем укладываются бутербродом в постель, и главврач в течение 10 минут сношает рыдающую дылду. Обращает на себя особое внимание лицо Маши во время этого действия. Видно, что ей это в высшей степени противно, но она мужественно терпит все во имя высокой цели - иметь ребенка.

Отдельного внимания заслуживает тема отношений Маши с тем самым парнем, с которым она сношалась в машине. Парень в нее влюбился и собирается на ней жениться. И вот он везет ее к себе домой для знакомства с родителями. Это отдельная песня.

После коммунальной квартиры, где живет дылда с обязательными ободранными обоями и облезшими дверями, мы перемещаемся в какой-то фантастический дворец, настоящую барскую усадьбу. Там по чистому белоснежному снегу гуляет с изысканной белоснежной борзой собакой мать парня, которую блистательно исполняет Ксения Кутепова.

Молодые оказываются внутри огромного царственного интерьера с длиннющим столом, разными яствами на нем и прислугой. Что это за семейка, не сообщается, но понятно, что какая-то партийная шишка. И тут невеста рассказывает заинтересованной матери жениха всю правду о войне на фронте.

Оказывается, Маше пришлось всю войну "одним местом" зарабатывать себе на жизнь. Сапоги, еду и прочие потребности женщины на войне могли заработать только этим самым местом. "Вы бы там и двух месяцев не протянули,"- сообщает она заинтересованной матери. "Потому что с вами там никто бы не пошел." Просто диву даешься, как же удалось там выжить девственнице дылде? Маше там пришлось сменить столько мужей, что всех она и не запомнила, ну и сделать кучу абортов. Больше о войне в фильме ничего не сообщается, только вот эта скупая неприглядная правда.

Фильм заканчивается тем, что дылда оказалась не беременной. Машин жених обломился. Она вернулась к дылде с новой надеждой на рождение ребенка.

О стилизации и декорациях фильма надо сказать отдельно. Советская действительность уже традиционно предстает перед нами в своем самом затрапезном виде. Обязательные продранные обои в "Дылде" наверное еще специально подвергались обрыванию всей съемочной группой.

На представленной к статье иллюстрации дылда сидит как раз на фоне обоев. Зеленое - это куски уцелевших обоев, а красное - дранные стены, которые Маша с женихом зачем-то усиленно пытались замазать зеленой масляной краской. Двери и окна с облупившейся прошловековой покраской преследуют зрителя весь фильм. Ну и конечно проржавевшая утварь: кувшины, кастрюли, ванны с отвалившейся эмалировкой - это уже классический атрибут сталинского советского быта.

Кое-что однако является фирменным авторским почерком: грязно-серые больничные халаты медицинских работников, выстиранные вручную, несмотря на окончание войны, бинты, зато украшенный тоннами ваты новогодний зал и больничные подушки без наволочек. Постоянная кровь из носа у героинь, натуральная рвота крупным планом и периодическое раздевание героев с детальным показом предметов нижнего белья. Свежо и натурально.

Что же касается длительный немых сцен, во время которых подруги вплотную напряженно и многозначительно уставляются друг на друга, то, на мой взгляд, это беспомощные попытки перенять стиль фильма "Страна глухих".

Вот так этот пронзительный фильм рвет в клочья все наши ложные представления о войне, которыми пичкала нас советская пропаганда и советские фильмы. Вот такими изломанными и нелепыми были победители в этой страшной войне. Как такие люди могли победить и возродить страну из пепла? Да никак. Об этом же и речь. Войну победил вовсе не советский народ. Зря что ли переписывается сегодня ее история?

Одно только осталось непонятно. Как такой правдивый фильм с полным набором чернухи, сексуальных извращений и прочей мерзости о советской жизни был отклонен от номинации на "Оскар"? Что пошло не так? Как теперь должно снимать фильмы о войне поколение ЕГЭ? Вопросы, вопросы и вопросы...

Ясно одно: "Дылда" пролетела как фанера над Парижем, плакали денежки Романа Абрамовича. А вот зрителю надо быть готовым. В юбилейный год 75-тия великой победы он получит еще немало таких незабываемых сказок о войне.

Возможно, вам будут интересны также статьи:

Чем отличается секс в жизни и на экране: мысли на сериал Богомолова "Содержанки"

Впечатления о фильме по роману и сценарию Дмитрия Глуховского "Текст"

"Забытый" - сексуально-политический детективный сериал

"Одесса" Валерия Тодоровского или воспоминания о будущем

Анализируем любимые детективы

Эх, жаль китель коротковат! Новые правила ношения наград на военной форме

Для чего нас насилуют сексом на экране