Не причиняй добра, не получишь зла...

23 February 2019
634 full reads
960 story viewsUnique page visitors
634 read the story to the endThat's 66% of the total page views
6 minutes — average reading time

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Привычка причинять добро

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему люди, которым помогают, чаще всего оказываются неблагодарными?

И в самом деле рассказ матери о том, сколько она делает для своих взрослых детей, и как неблагодарно они к ней относятся более типичен, чем рассказ о том, как прекрасно заботятся дети о своей матери, которая, не покладая рук, помогает им во всем. Почему так происходит? Почему неблагодарных людей больше, чем благодарных? Почему благородные хлопотливые люди, способные броситься на помощь в любую минуту, так часто восклицают: "Не делай добра, не получишь зла".

Оказывается, явление это закономерно и по-другому быть никогда не может, что было изучено и доказано еще в 1968 году американским психологом Стивеном Карпманом в его знаменитой теории, которая получила название Треугольник Карпмана.

Теория гласит, что в процессе взаимодействия люди выстраивают весьма распространенную модель взаимоотношений, модель треугольника с тремя вершинами: жертва, спасатель и преследователь. Жертва - это тот, кто страдает в той или иной ситуации, преследователь - это тот, кто всячески достает жертву, ну а спасатель - это тот, кто помогает жертве справляться с кознями преследователя.

Роли эти многолики и могут быть явно и не слишком явно выражены, однако принцип их взаимодействия всегда один и тот же: преследователь достает, жертва страдает, спасатель помогает.

Например, в семье: муж страдает от сварливой жены, жена достает его своими придирками, его мать или друг его жалеют и осуждают жену. Или так: мать достает сына или дочь своими нравоучениями, дети страдают, их друзья или другие родственники их жалеют. Или муж пьет, жена страдает, подруга жены ее выслушивает, жалеет и дает советы. На работе: начальник достает подчиненного, подчиненный страдает, сослуживцы или жена его жалеют и так до бесконечности.

Причем, один и тот же человек может последовательно выступать жертвой в одном треугольнике, спасателем в другом, и преследователем в третьем. Роли человека могут меняться от одного треугольника к другому, но вот что интересно. В каждом конкретном треугольнике роль его никогда не меняется. Если в каких-то отношениях он жертва, то он всегда в них будет жертвой, а если спасатель или преследователь, то всегда ими и останется.

Несмотря на то, что у жертвы постоянно есть спасатель, она все равно постоянно остается жертвой. Несмотря на то, что спасатель тратит уйму энергии на то, чтобы помочь жертве, положение жертвы от этого не меняется, она постоянно нуждается в помощи этого спасателя да к тому же еще и не испытывает к нему ни капли благодарности. Окажись спасатель в трудном положении, жертва не придет так же ему на помощь. Почему так получается?

Почему, несмотря на героические потуги жены и родственников спасти несчастного алкоголика, он все равно остается алкоголиком? Почему тот, кто постоянно просит денег в долг, никогда не вылезает из долгов? Почему ребенок, которому помогает делать уроки чуть ли не вся семья, так и не может стать отличником? И список этот можно продолжать и продолжать.

А происходит это по той простой причине, что изначально Создателем человеку даются одинаковые возможности развивать заложенный в нем природный потенциал. Что может один человек, то дано освоить и другому. Никто не учит ребенка ходить, переставляя за него ноги, однако ходить умеют все здоровые люди, хотя и учатся этому, спотыкаясь, падая и набивая шишки.

Таков Божий промысел, каждый человек должен стать Человеком в процессе своей жизни, освоить все подаренные ему Создателем возможности для того, чтобы стать Творцом не только своей судьбы, но и Вселенной. В этом смысл человеческой жизни. И не дано преуспеть тому, кто становится поперек дороги Божьего промысла. Именно поэтому благими намерениями выстлана дорога в ад.

Речь конечно не идет о каких-то стихийных бедствиях, катастрофах, несчастных случаях и других неординарных ситуациях, в которые могут попадать люди, и помощь которым в таких случаях необходима. Речь идет о повседневной жизни здоровых людей и их нормальной жизнедеятельности. Нельзя делать за человека то, что он должен и может делать сам или чему он должен научиться. Этим вы не помогаете ему, а наоборот вредите.

Люди никогда не попадают в ту или иную сложную ситуацию случайно. Попадание в такую ситуацию есть тот жизненный урок, который они должны освоить. Помогающий спасатель лишает человека такой возможности и делает из него вечную жертву не только в данной ситуации, но и во многих других, в которых он теперь логично ожидает помощи от других, а сам спасатель становится вечным спасателем для этого человека.

Жертве не приходит в голову испытывать благодарность к спасателю, ибо, не потратив собственных усилий на выход из сложной ситуации, она неспособна оценить то время и энергию, которые затратил на это спасатель. Да, собственно, ей и не за что благодарить своего спасателя, потому что, избежав отпущенного ей урока, она получит его вновь, только уже при таких обстоятельствах, при каких спасатель не будет в состоянии ей помочь. Провидение постарается убрать спасателя с дороги жертвы причем в такой степени жесткости, которая пропорциональна упорству спасателя, вплоть до его физического устранения. Никто и никогда не сможет помешать Божьему промыслу.

В связи с этим вспоминается один случай. В нашей школе учился мальчик, которого и мама, и папа буквально везде водили за руку. Ребенок уже учился в десятом классе, но приходил в школу только в том случае, если его туда приводила мама. Если столь сложная задача доверялась ему самому, то до школы он просто не доходил, гулял или шел в кино.

В кабинете директора он в тоске смотрел в потолок, пока его увещевали грядущими проблемами, тем, что впереди экзамены, аттестат зрелости и поступление в вуз. Мама вытирала платочком глаза, недоумевая, как сможет сын жить дальше, когда она не сможет так его опекать. В результате экзамены за него сдавали все учителя, жалея маму, в вуз его "поступили" родители, после чего он оттуда вылетел с первой же сессией.

И вот у такого беспомощного дитяти внезапно вдруг умирает от рака сначала полный жизни папа, а через полгода молодая и цветущая мама тоже от рака. Мальчик остается один. Проходит два года, и мы узнаем, что он восстановился в институте, перешел на вечернее отделение, работает, собирается жениться и вообще совершенно иначе даже выглядит, двигается, разговаривает.

Чтобы заставить ребенка жить, Провидению пришлось пойти на такие крайние меры, потому что иными способами урезонить его родителей не представлялось возможным.

Чтобы подытожить все сказанное предлагаем вам посмотреть это видео, в котором более наглядно представлены взаимоотношения треугольника преследователь - жертва - спасатель.

(Видео взято из открытых источников)

Можете ли вы найти аналогии в своей жизни, служащие иллюстрацией всему сказанному? Поделитесь своим опытом в комментариях.

В следующий раз мы продолжим тему и остановимся на вопросе о том, можно ли спасти алкоголика, и как оградить своего ребенка от дурных и опасных влияний.

Подписывайтесь на канал, чтобы оставаться на связи с нами.