"Одесса" Валерия Тодоровского или воспоминания о будущем

9 January
Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Сложно смотреть фильмы о том времени, свидетелем которого ты был сам. Сегодняшние фильмы о советском периоде очень часто смотреть просто невозможно. Фильм Валерия Тодоровского "Одесса" тяжело смотреть еще и в том случае, если ты - не еврей.

В кругу моего общения всегда было много людей еврейской национальности. В 70-е годы, о которых идет речь в фильме, мне вообще довелось несколько лет прожить в Биробиджане, столице Еврейской автономной области. Я никогда не встречала таких зашуганных евреев, каких показал в своем фильме Тодоровский. Такое впечатление, что немцы только что покинули Одессу, и ее жители еврейской национальности все еще дрожат, прячась от них по подвалам.

Ну и конечно обязательный патологический страх перед КГБ. Куда ж без него в советской эпохе? Ни в 50-х, ни в 60-х, ни, тем более, в 70-х не было такого страха у советских людей. Политические анекдоты, в том числе и про КГБ, травили открыто, фарцевали прямо перед носом у милиции, высказывались на любые темы, самиздат, любые записи и пластинки свободно ходили по рукам.

Может быть, именно в Одессе свирепствовал КГБ? Тогда как удалось Жванецкому расцвести таким пышным цветом именно в этот период? И одессит, и еврей, и антисоветчик...

Поначалу герой Ярмольника выглядит настоящим. Мне, например, импонирует его позиция в споре с дочерьми относительно еврейского вопроса. "Я - не еврей! Я - русский! Я - нормальный советский человек!" По-моему, именно так и чувствовали себя люди любой национальности в Советском Союзе. Однако под конец влияние семьи побеждает, и он тоже начинает ходить на полусогнутых и говорить полушепотом.

В фильме, правда, была предпринята попытка объяснить этот животный страх тем, что главный герой, персонаж Леонида Ярмольника, был ранее арестован КГБ на 2 месяца. Но что это был за странный арест, не уточняется. Если об аресте не знали дочери героя, значит, он имел место годах в 30-х. За что в те годы арестовывали на 2 месяца, непонятно.

Кроме того, действующие лица добрую часть времени фильма говорят на идиш без перевода и суб-титров, из-за чего половину их речи понять невозможно. В разговорах между собой они часто намекают на какие-то реалии, касающиеся положения евреев в стране. Лично мне эти реалии совершенно незнакомы и были непонятны в фильме.

Сюжет построен вокруг большой еврейской семьи. К проживающим в Одессе матери с отцом приехали на лето две дочери с мужьями. Третья дочь должна была подъехать из Москвы позже, а пока послала к родителям мужа с сыном Валериком (прототипом самого Тодоровского).

Объявленная внезапно эпидемия холеры, закрыла Одессу, и все действующие лица вынуждены были оставаться в ней безвыездно в течение месяца. В этот-то месяц и начинают раскручиваться события фильма.

Собственно, события состоят из постоянных безобразных ссор между собой двух сестриц, в которых раскрываются их неприглядные характеры, но становится еще более запутанным сюжет. Можно сказать, что сюжет вообще отсутствует в фильме. История состоит из разных ситуаций, внезапно возникающих и тут же прекращающихся без каких-либо последствий и объяснений. Предметами ссор являются разборки из-за того, кому что досталось от родителей и достанется после их смерти.

В 70-х годах ссоры детей из-за наследства встречались только в художественной литературе. Мы слова-то такого не знали - "наследство". Не было у нормальных советских родителей никакого наследства, а квартиры доставались только тем, кто был в них прописан при жизни родителей.

Поссорившиеся члены семьи могли тут же и помириться, переживая друг за друга по тем или иным обстоятельствам. Думается, режиссер хотел показать нам обычную жизнь обычных людей, любящих друг друга на самом деле, что-то вроде того, что мы наблюдали в фильме Никиты Михалкова "Родня".

Однако жизнелюбивая и деятельная героиня Ноны Мордюковой в "Родне" и вся высохшая и скукоженная героиня Ирины Розановой в "Одессе" производят прямо противоположное впечатление. Да и "Родня" заканчивается всеобщей праздничной чехардой, а "Одесса" - одиночеством старых родителей на кухне. Совсем иная тональность.

Не меньшее недоумение вызывает и вторая сюжетная линия фильма - любовь-морковь, внезапно вспыхнувшая между приехавшим из Москвы 35-ти летним зятем семьи и 15-ти летней соседской девочкой.

Конечно в жизни бывает всякое, однако несовершеннолетняя Лолита, вешающаяся на взрослого женатого мужчину, соседа, на глазах у всех, залезающая к нему в постель, и взрослый женатый дядя на глазах всей семьи позволяющий ей это. Вы что-нибудь подобное можете себе представить в 70-х? Развязка еще смешнее.

В результате разыгравшегося скандала. Зять хватает чемодан, сына и прямо ночью отправляется жить на корабль, где устроен карантин для желающих покинуть Одессу. Казалось бы, вот проблема и решена, так и должен был поступить мужчина в подобной ситуации. Однако...дядя оказался не так прост. На следующий день подкупленный им стюард доставляет девочку прямо на борт корабля, и она начинает жить с папой и сыном в одной каюте.

Вообще этот карантинный корабль оказался весьма веселым местом. Мало того, что на него пускали кого угодно, так еще и режим карантина был весьма своеобразен. Там пили тетрациклин со спиртными напитками и купались в общем бассейне, несмотря на холеру.

Побег девочки из дома был шагом весьма серьезным. Ее суровый отец обещал убить за нее любого, и папа это знал. Однако он счел возможным соблазнить ее на этот поступок, пообещав увезти ее с собой в Москву.

Этого неоднозначного типа играет в фильме Евгений Цыганов как он обычно умеет это делать: полное отсутствие смысла в глазах, вальяжные телодвижения и нечитаемое лицо. Ожидать от него можно чего угодно. Что угодно и происходит.

За девочкой приходит герой Ярмольника. Благодаря своей мудрости и дипломатичности, он сумел уладить конфликт и договориться с отцом девочки, что тот не станет ее наказывать за побег. Однако соблазнитель не хочет отдавать девочку под тем предлогом, что боится для нее реакции отца. Везти же девочку с собой в Москву он тоже не собирается. Спрашивается, как он предполагает закончить эту ситуацию? Выбросить девочку за борт по окончании карантина? Да никак. Просто прогнал Ярмольника, а девочку оставил да и все.

Однако самая непонятная сцена и уж точно никак не вписывающаяся в реалии советского периода - это сцена знакомства восьмилетнего мальчика с нагим женским телом.

Находящаяся на карантинном корабле странная озабоченная жена капитана зачем-то предлагает мальчику пойти с ней ознакомиться с кораблем. Сама же приводит его в свою каюту, раздевается до нага и предстает перед ошарашенным ребенком абсолютно голая. Сцена заканчивается без последствий.

Мдя...были конечно в нашем детстве такие редкие эпизоды, когда странный дяденька мог подкараулить тебя в парке и распахнуть перед тобой плащ с представшим взору "хозяйством". Но чтобы жена капитана, перед восьмилетним ребенком голая в каюте...

Учитывая, что бедному мальчику предстояло еще увидеть отца, целующегося с его подружкой, и кинуться после этого с борта корабля в море, можно представить себе, что он напишет в сочинении "Как я провел лето".

Несмотря на сильный привкус безнадеги, исходящей от всей семьи Давыдовых, нельзя отказать фильму в яркости и колорите. Жаркое одесское лето, близость моря, яркие краски летнего отдыха - все это ощущается в фильме почти на физическом уровне. Декорации и бытовые детали живые и ощущаемые.

К достоинствам фильма следует отнести также и игру актеров. Игра Леонида Ярмольника и Ирины Розановой - это просто высший пилотаж. Вот что значит старая школа. Евгений Цыганов как всегда никакой. Многим понравилась и наверное в самом деле была хороша игра и остальных актеров. Однако лично на меня она особого впечатления не произвела, возможно, из-за бесцветности самих персонажей. Дети играют хорошо.

Можно спорить о том, настоящая ли Одесса показана в фильме. Я не буду, я - не одессит. Тем более, что режиссер сам сказал, что это фильм не про Одессу. Я могу добавить, что этот фильм и не про 70-е, скорей всего это воспоминания о том, как все должно было бы быть согласно мировоззрению Валерия Тодоровского, просто какие-то воспоминания о будущем.

Хотя, тем, кто досмотрит фильм до конца, может открыться забавная истина в виде титров:

Особая благодарность за помощь в создании фильма:

Роману Обрамовичу

Михаилу Прохорову

Елене Батуриной

Если эта помощь состояла в подборе воспоминаний, то все становится на свои места.

Возможно, вам будет интересно также почитать статьи:

Комедия "Одесский пароход" или кого хороним?

"Забытый" - сексуально-политический детектив

Анализируем любимые детективы

"Холоп": если это комедия, то я - Джина Лолобриджида