Рецензия на альбом Дмитрия Четвергова «Повороты судьбы» (2020)

13 August

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ
Повороты судьбы (Digital Album)
℗ 2020
Moscow City Records
19 tracks = 66'33"

Альбом Дмитрия Четвергова «Повороты судьбы» на iTunes
Слушать альбом Дмитрия Четвергова «Повороты судьбы» на Яндекс.музыке
Универсальная ссылка на альбом Дмитрия Четвергова «Повороты судьбы» на сервисах iTunes, Apple Music, Google Play, Deezer, BOOM, Яндкс-Музыка, Spotify и YouTube

К огромному сожалению следует признать, что традиционный (классический, если угодно) электрогитарный инструментальный альбом – это на конец 2010-х годов искусство практически утерянное. Последние студийные работы Джеффа Бека (Jeff Beck) и Стива Вая (Steve Vai) достаточно экспериментальны если не содержанием, то собственно гитарным звуком, Эл Ди Меола (Al Di Meola) давно ушёл в области, смыкающиеся со smooth-джазом, а фирмы-издателя Shrapnel Records как заповедника подобного субстиля и вовсе нет с нами… По существу, единственный большой западный гитарист, кто до сих пор не только не пренебрегает традицией инструментальной рок-гитары 80-х – это Джо Сатриани (Joe Satriani), при эом ещё и сохраняющий контракт с фирмой-мэйджором. И всё? Практически, да.

Аудиоклип к пьесе “Ecstasy”

Масса героев-гитаристов 80-х со своими даже вполне неплохими релизами находятся сейчас в мировом масштабе на совершенно независимом уровне, но наше дело – следить в первую очередь за тем, что происходит на отечественной рок-сцене. А если мы наблюдаем именно за солистами-гитаристами, то наше внимание обращается к тем музыкантам, кого выделяет из числа собратьев по инструменту свой неповторимый звук и тон. И здесь мы сталкиваемся с фактически полной безальтернативностью фигуры Дмитрия Четвергова как гитариста со своим моментально узнаваемым звукоизвлечением и одновременно столь же узнаваемой композиторской манерой, которая впервые была явлена слушателю еще на единственном альбоме супергруппы «Кураж» «Ветер в гривах» (1990) в облике инструментальной пьесы «Фата-моргана». К огромному сожалению, первый сольный инструментальный альбом Дмитрия «Свободный полёт» (1997), бывший вообще одной из первых подобных работ в России, прошёл почти незамеченным. Но если «Свободный полёт» в музыкальном смысле подводил итог работе Дмитрия с вокальными составами, в том числе с группой Николая Носкова «Николай» (1992–1997), то альбом «С цветка на цветок» (2005) стал именно работой полностью сложившегося, сверхопытного солиста-инструменталиста. Неудивительно, что окончательное признание к Дмитрию как композитору и музыканту пришло именно с этим альбомом, хотя многие, как у нас водится, упрекали «С цветка на цветок» в мнимой сложности для рядового слушателя. Что ж, если полагать, что такому слушателю в первую очередь нужны слова, а не музыка – то ему и альбома никогда не услыхать, а тот, кто единожды услышал и оценил – тот будет стремиться иметь альбом в коллекции и от него не избавляться. «С цветка на цветок» стал доказательством того, что инструментальный рок-альбом может быть одновременно абсолютно мелодичным и запоминающимся даже в самых непростых моментах, и вызывающе, но одновременно и разумно современным по аранжировкам. Что ж, неужели дальше двигаться некуда?

Аудиоклип к пьесе «Повороты судьбы»

Но творческая дорога к новейшему альбому «Повороты судьбы» не была прямой: в 2009 году был выпущен цифровой альбом «Струны российской души» со спокойными гитарными аранжировками русской классики и народных и авторских песен XIX и XX веков. Но «Повороты судьбы» не похож на оба альбома-предшественника: по правде сказать, на сей раз Дмитрий записал максимально ортодоксальный инструментальный электрогитарный альбом. Если угодно и в модной ныне терминологии – ретро-альбом, звуком и продюсерскими решениями восходящий как раз к 80-м годам. Более того, новинка без спора является образцом в своём субстиле: вот так подобный альбом и должен звучать – виртуозная техника исполнения сплавлена здесь с понятными мелодиями и довольно традиционными аранжировками для пауэр-трио (гитара, бас-гитара и барабаны) с минимальными клавишными партиями. Говоря прямо, Дмитрий выступает здесь в роли эдакого русского Джо Сатриани – перед нами сборник именно песен без слов, не страдающих от излишних модностей в звучании.

Аудиоклип к пьесе “Rules Don’ Apply”

Такому идеологическому подходу соответствует аналогичная идеология (извините!) самого материала. Пьесы решены именно так, чтобы и понятной агрессивности не терять, и ложиться на ухо даже неподготовленным слушателям – лучше всего, вспоминая опять де про Джо Сатриани, назвать подобную стилистику «лирическим буги», а в качестве примера привести пьесу “Ecstasy”, ставшую прошлой весной пилотным синглом альбома. Схожи с этим несомненным хитом и пьесы “SexyHorsesSuccess” и “Free Line”, а номера “Pulse” и «Привет, Jeff!» (понятное дело – Джефф Бек / Jeff Beck) образуют музыкальную дилогию: космическое буги и космический блюз. Зато трек “Rules Don’t Apply” – просто бальзам для тех, кто ратует за «истинный», в их понимании, рок: гитарные тембры ритм-партий, которые, как и на всём альбоме, могут быть приняты за альтернативные по звучании, но на самом деле восходят к буги-классике техасских бородачей ZZ Top. Сама же пьеса – редкостное прогрессивое буги в духе забытых датских хитрецов =Y=. А номер “Game” аранжировке в стилистике кантри-энд-вестерна (привет заокеанским виртуозам Майклу Ли Фёркинсу / Michael Lee Firkins и Энди Тиммонсу / Andy Timmons!) как будто нарочно сделан таким, чтобы иных недалёких сторонников всего русского позлить. Впрочем, такие сторонник, получается, не дослушивали альбом до лирических и очень русских по духу пьес “Summer Blues” и “Я люблю», и уж тем более до крайне национального по духу, без шуток, трека “Play With Me”. Тем же, для кого русская музыка – это не только проникновенная мелодика, могут быть рекомендованы номера “Avalanche” и “Rubicon”, гармонические структуры в которых напоминают о творчестве родного «Автографа» позднего периода (1986–1989).

Аудиоклип к пьесе “Pulse”

Остаётся только добавить, что Дмитрий на сей раз выступил полноправным образом не только в роли композитора, гитариста и продюсера, но также и клавишника – доказательством чего стали короткие пианистические пьесы «Неоконченная повесть», «Вокруг пурпурного “C”» и «Откровение», а также аналогичный симфонический номер «Смятение». Понятно, что погоды на альбоме они не делают, но придают всей его программе в целом нужную музыкальную контрастность и, простите за банальность, драматизм. Так что остаётся только повториться: «Повороты судьбы» – это настоящий образец инструментального гитарного альбома. И очень похвально, что такой образец теперь имеется и в нашей стране, записанный одним из лучших национальных музыкантов.

Аудиоклип к пьесе “Summer Blues”

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •